Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Совета по социальной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (24 ноября 2011 года, г. Москва)

В Москве 24 ноября состоялось пятнадцатое заседание Совета по социальной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. В нем приняли участие руководители органов по труду и социальным вопросам (и их представители) Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана. От ВКП в заседании приняла участие заместитель генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.

Совет рассмотрел ход выполнения решений предыдущего своего заседания, а также состояние социально-трудовых отношений в государствах Сообщества и меры по их урегулированию. Ниже приводятся некоторые параметры социального развития, которые были названы в ходе обсуждения последнего вопроса.

В Беларуси, как было отмечено, проводится определённая работа по обеспечению достойной жизни людей. 2011 год был достаточно сложным в финансово-экономическом плане. Но учитывая, что 60% доходов составляет заработная плата, предпринимались меры по увеличению последней. За 9 месяцев 2011 года среднемесячная номинальная зарплата выросла на 47%, в бюджетном секторе – на 63%. Индексировалась минимальная зарплата, главной целью этого было недопущение снижения МЗП ниже прожиточного минимума с учетом имеющейся инфляции.
В соответствии с Указом Президента Белоруссии №181 единая тарифная сетка по оплате труда стала носить рекомендательный характер для предприятий реального сектора экономики, обязательность её применения сохраняется только для бюджетного сектора.
В государстве реализуется программа занятости населения. Проводится кадровая диагностика предприятий, опережающая подготовка и переподготовка сотрудников, подлежащих сокращению (затраты работодателя в этом случае компенсируются за счет средств государственного фонда социальной защиты). По последним данным в Республике 61 тыс. вакансий и 31 тыс. безработных. Особое внимание уделяется развитию рабочих мест и предпринимательства на селе. Намечено проводить расчет безработицы по методологии МОТ.
Намерены проводить работу по либерализации трудового законодательства.
В Беларуси 2,5 млн. пенсионеров. Размер пенсии установлен исходя из того, что коэффициент замещения не снижается ниже 41%. Есть план по повышению пенсий. Пенсионерам кроме этого оказывается материальная помощь.

В Казахстане в 2011 году проводится работа по повышению уровня и качества жизни граждан государства. Среднемесячная зарплата 61 тыс.тенге, значительно повышена зарплата работников бюджетных отраслей. Коэффициент замещения пенсии размера зарплаты составляет 44,5%.
В области занятости населения реализуется Дорожная карта, в соответствии с которой созданы новые рабочие места. Проводится работа по подготовке и переподготовке безработных. Государство несет ответственность за трудоустройство обучающихся, что наряду с другими мерами привело к снижению безработицы среди молодежи. Если в целом уровень безработицы по методологии МОТ на 1 ноября 2011 года составил 5,3% от экономически активного населения, то среди молодежи – 4,7%.

В Кыргызстане по последней переписи населения проживает 5,5 млн. человек, из них 2,29 млн. заняты в экономике, 211 тыс. человек или 8,8% (по методологии МОТ) являются безработными. В текущем году около 60 тыс. человек через органы по труду были устроены на работу. Развивают самозанятость и предпринимательство, для чего около 3 тысяч человек получили микрокредитование. В следующем году для развития собственного дела планируется выдавать кредиты до 60 тыс. сомов.
Среднемесячная зарплата составляет около 8 тыс. сомов, минимальная зарплата 3700 сомов. Намечаются меры по увеличению среднемесячной зарплаты с 1 января 2012 года до 9 тыс. сомов. С мая 2011 года прошло существенное повышение зарплаты у работников бюджетных отраслей.
В настоящее время с участием МОТ идет подготовка нового Трудового кодекса государства, нового закона о занятости населения. Отмечено, что в Республике подписано и действует трёхстороннее Соглашение, развивается социальное партнерство.

В России уровень жизни населения характеризуется следующими показателями за сентябрь т.г.:
-денежные доходы (в среднем на душу населения) -20185руб., 110,2%.;
- реальные располагаемы денежные доходы – 102%;
- номинальная среднемесячная зарплата – 23468 руб., 112,9%;
- реальная среднемесячная зарплата -105,3%;
- средний размер назначенных пенсий – 8276 руб., 108,8%;
- реальный размер начисленных пенсий – 101,5%.
Были раскрыты меры социальной поддержки медицинских работников.
На конец сентября уровень безработицы по данным служб занятости составил 1,6%, по методологии МОТ – 6,0%. На одну заявленную вакансию сейчас приходится один безработный.
За девять месяцев т.г. на тысячу человек населения родилось 12,4 человека, умерло – 13,6, естественная убыль составила 1,2 ( в прошлом году она была 2) человека. В целом по России родилось 1329 тыс. человек, умерло 1453,7 тыс., естественная убыль составила 124,7 тыс. человек.
Были названы государственные программы РФ, которые будут реализовываться в среднесрочной перспективе. Это:
- социальная поддержка граждан;
- доступная среда;
- развитие пенсионной системы;
- содействие занятости;
- развитие здравоохранения.
На Совете были презентованы: Государственная Программа «Доступная среда на 2011–2015 годы», проект закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Обсуждая ход выполнения Мероприятий на 2011–2013 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС в части сотрудничества в области социально-трудовых отношений, было констатировано, что было подготовлено пять документов в области: трудовых отношений, оплаты и охраны труда, социального страхования, совершенствования государственной политики по борьбе с бедностью, которые уже одобрены Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС. В стадии доработки находятся проекты:
Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с гражданами государств – членов ЕврАзЭС;
Системы индикаторов социального развития ЕврАзЭС.

Доработанный Рабочей группой (в которой принимал участие представитель ВКП А.Ф.Рогальский ) проект Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве Совет одобрил и просил Секретариат ИК внести данный документ на рассмотрение органов Сообщества.

Обсуждение на Совете системы индикаторов социального развития показало, что вносимые сторонами предложения еще не упорядочены. Заместитель Генерального секретаря ВКП Н.Д.Подшибякина представила позицию профсоюзов по индикаторам в области социально-трудовых отношений. Было подчеркнуто, что предложения сторон и Секретариата ИК ЕврАзЭС исходят из разных позиций. Одни говорят об индикаторах, вторые – о социальных стандартах. Хотя это разные категории. Социальные индикаторы – доступные для наблюдения и измерения характеристики (признаки) исследуемого социального объекта. Социальные стандарты в соответствии с его определением в модельном законе МПА ЕврАзЭС «О государственных социальных стандартах» (№ 12-16 от 19.04.2001) – это «государственные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав».
Что касается системы основных индикаторов в области социально-трудовых отношений, то для получения более достоверной и объективной оценки уровня социального развития в обозначенной сфере в этот перечень можно было бы включить индикаторы, рассчитываемые в настоящее время национальными государственными органами статистики и обобщаемые Межгосударственным статистическим комитетом:
Индикаторы в сфере занятости и безработицы: численность экономически активного населения; численность занятых в экономике; численность работающих по найму, на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера; численность занятого населения по секторам экономики; численность безработных, зарегистрированных в службах занятости; численность безработных по методике МОТ; численность работников, привлеченных в экономику из стран СНГ и других стран; средняя продолжительность безработицы; численность безработных среди молодежи, мужчин и женщин.
Индикаторы в области оплаты труда: доля оплаты труда в ВВП; среднемесячная начисленная номинальная заработная плата и реальная заработная плата; минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата); соотношение минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы) с прожиточным минимумом на трудоспособного человека.
Индикаторы уровня бедности: величина прожиточного минимума; численность населения с доходами ниже прожиточного минимума; численность работников с заработной платой ниже прожиточного минимума; дифференциация работников по размерам заработной платы; коэффициент фондов; коэффициент Джини.
Разработка перечисленных индикаторов будет содействовать проведению социально-экономической политики государств, нацеленной на повышение уровня жизни населения.
В случае включения в рассматриваемый документ раздела о социальных стандартах, по мнению профсоюзов, при его написании следовало бы исходить из норм модельного закона МПА ЕврАзЭС «О государственных социальных стандартах» (№ 12-16 от 19.04.2001).
Была принята к сведению информация Ответственного секретаря Совета о ходе разработки документа и о предложениях Совета по здравоохранению и Совета по образованию об индикаторах соответствующих разделов документа. Признано целесообразным проведение заседания Рабочей группы Совета «Концептуальные основы социальной политики» марте 2011 года с целью окончательной доработки указанного документа с учётом состоявшегося обсуждения.

На заседании были обсуждены также вопросы сотрудничества Совета с международными организациями в области социально-трудовых отношений, ход выполнения Плана работы Совета и другие вопросы.