Актуально

ПРОЕКТ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ТРУДОВОГО КОДЕКСА МОЛДОВЫ СОДЕРЖИТ МНОЖЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

среда, 19 июля 2017 г.
Влияние и социальные последствия изменений, внесенных в Трудовой кодекс и утвержденных Правительством РМ в конце июня, были проанализированы 18 июля в рамках публичных дебатов, организованных Институтом развития и социальных инициатив в сотрудничестве с Фондом имени Фридриха Эберта.
 
В ходе обсуждения стороны отметили, что законопроект содержит множество социальных рисков, а некоторые предложения по внесению изменений могут нанести непосредственный вред социально уязвимым слоям граждан и некоторым категориям работников – например, молодым специалистам, работникам с детьми в возрасте 3-6 лет, пенсионерам по возрасту и др.
 
По словам Адриана Лунгу, эксперта в области трудового законодательства, многие предложенные изменения спровоцируют ситуации, в которых работодатели будут злоупотреблять своими правами и нарушать нормы, регламентирующие трудовые отношения. В их числе: освобождение работодателей от обязанности предоставлять штатное расписание территориальной инспекции труда и выдавать работникам номинальные пропуска на рабочее место, увольнение молодых специалистов без каких-либо разъяснений со стороны работодателя, ограничение сферы действия коллективных трудовых договоров и увольнение работников, вышедших на пенсию по возрасту.
 
Как заявил А.Лунгу, отсутствие строгого учета штатного расписания, индивидуальных трудовых договоров и приказов о трудоустройстве вызовет рост нелегальной занятости. Кроме того, предложенные изменения будут способствовать снижению уровня охраны здоровья и безопасности труда, выплате заработных плат «в конвертах» и будут ограничивать работу органов наблюдения и контроля трудовой деятельности.
 
Подобные опасения разделяет и Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы.
Серджиу Саинчук, заместитель председателя НКПМ, отметил, что законопроект в основном отображает позицию лишь одного сегмента – предпринимательской среды. «Не были приняты во внимание наши аргументы, несмотря на то, что мы принимали участие во всех обсуждениях по данному субъекту. Таким образом, с одной стороны будут ущемлены права и гарантии работников, ограничена роль и важность коллективных переговоров и коллективного трудового договора, а с другой – будут расширены права работодателя», сообщил профсоюзный лидер.
 
По мнению Оксаны Доменти, депутата, председателя Парламентской комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье, по достижении пенсионного возраста сотрудник может быть уволен лишь за непрофессионализм, но никак не по возрастному критерию.
 
Говоря о сокращении отпуска по уходу за ребенком с 6 до 4 лет, депутат подчеркнула, что ввиду отсутствия четкой статистики в соответствующем вопросе очень сложно проследить подобные случаи и понять, почему женщины оказываются в таких ситуациях. «Неправильно ограничивать гарантии с закрытыми глазами, не зная точно к каким последствиям может привести это решение. Как правило, людям нужен длительный отпуск, когда у них нет другого выбора – отсутствуют детские дошкольные учреждения и доступ к социальным услугам в некоторых населенных пунктах, а родители не могут возобновить трудовую деятельность. Государство должно предоставлять широкий спектр возможностей лицам, воспитывающим детей, чтобы стимулировать их к трудоустройству», заявила О.Доменти.
 
Депутат Валентина Стратан отметила, что впервые проект по внесению изменений в Трудовой кодекс попадает в Парламент, вызывая столько очевидных разногласий и противоречивых мнений. «Мы обязаны иметь практичный и взвешенный подход к политическим документам, которые утверждаем, заботиться в равной степени о потребностях патронатов, желающих обезопасить свои дела, но не забывать при этом про интересы и права трудящихся», сообщила В.Стратан.
Депутат призвала стороны прийти к консенсусу в обозначенном вопросе, чтобы проект был принят в первом чтении. «До следующего заседания Парламента еще есть время найти контраргументы и понять, где и в чем мы можем уступить», - отметила В.Стратан.
 
Предложения и аргументы, высказанные в ходе дебатов, будут синтезированы в едином документе, который отобразит общую позицию Института развития и социальных инициатив, Фонда Фридриха Эберта и Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы. Документ будет содержать подробный анализ и рекомендации по улучшению законопроекта. Имеется в виду представить его должностным лицам.