Актуально

ЗАСЕДАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОМИТЕТА ПО МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

понедельник, 25 ноября 2019 г.
21 ноября в г. Москве состоялось шестое заседание Консультативного комитета по миграционной политике Евразийской экономической комиссии.От ВКП в заседании Консультативного совета приняла участие Вера Савинова – заместитель руководителя Департамента по вопросам защиты интересов трудящихся.
 
В заседании приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, Исполнительного комитета Содружества независимых государств, уполномоченных и компетентных в сфере миграции органов государств – членов Евразийского экономического союза. От Республики Армения (в режиме видеоконференции) были представители Министерства территориального управления и инфраструктур, Службы национальной Безопасности, полиции, МИД, Министерства юстиции, от Республики Беларусь – представители Государственного пограничного комитета, работники Посольства, представители МВД; от Республики Казахстан заместитель председателя Комитета Миграционной службы МВД и независимый эксперт – председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса Национальной палаты предпринимателей; от Кыргызской Республики – представители Посольства, Государственной службы миграции при правительстве (в режиме видеоконференции) представители Министерства труда и социального развития, МВД, Государственной регистрационной службы при правительстве, Государственной пограничной службы, МИД; от Российской Федерации - представители Министерства труда и социальной защиты, МВД МИД, Минэкономразвития, независимые эксперты; заместитель проректора и сотрудники Финансового университета при Правительстве РФ. 
 
Вела заседание директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Паиза Суюмбаева.
 
На повестке дня стояли 7 вопросов.
 
Два вопроса до заседания Консультативного комитета 20 ноября 2019 года обсуждались в рамках рабочей группы по вопросам миграции:
об инициативе Евразийской экономической комиссии о предоставлении трудящимся, имеющим долгосрочные трудовые договора, и членам их семей Особого статуса трудящегося ЕАЭС в государстве трудоустройства;
 – об инициативе Кыргызской республики по либерализации мер по закрытию въезда за совершение административных правонарушений в государстве трудоустройства.
В рамках обсуждения этих вопросов на рабочей группе разгорелись жаркие дебаты из-за противоречий направляющих и принимающих стран.
Вопрос о проблемах, с которыми сталкиваются трудящиеся мигранты в странах Союза, стоит уже давно и рассматривается уже не первый год на Комиссии.
Договор о ЕАЭС обеспечил создание единого рынка трудовых ресурсов в рамках Союза, однако, как показала практика, трудящиеся и члены их семей продолжают сталкиваться с проблемами миграционного и социального характера. Так, например, имея право долгосрочного пребывания, трудящиеся обязаны каждый раз при въезде и выезде вставать на миграционный учет. Имея право доступа к социальным благам, трудящиеся не могут ими воспользоваться в полной мере ни в одном государстве-члене Союза. У временно пребывающих граждан значительно ограничен доступ к финансово-кредитным операциям и госуслугам. 
Кроме того крайне затруднен статистический учет трудящихся-мигрантов. Например, в России в настоящее время учет возможен только на основании уведомлений о заключении трудового или гражданско-правового договора и постановки на миграционный учет с целью «работа». Данные по уведомлениям неполные, так как не все работодатели предоставляют эту информацию, например физические лица.
Справочно. По некоторым экспертным оценкам в 2017 году в России на миграционный учет с целью « работа» были поставлены 821 тыс. граждан государств – членов ЕАЭС, при этом число полученных от работодателей уведомлений едва превысило 485 тысяч человек
Получается, что предполагаемая теневая занятость только этих 336 тысяч трудящихся привела к недополучению налогов и сборов на 61 млрд рублей 
 
Чтобы решить эти проблемы, Евразийская экономическая комиссия изучила вопрос правоприменения в сфере трудовой миграции и вышла с инициативой предоставления трудящимся ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые договора (свыше 1 года), и членам их семей особого статуса в государстве трудоустройства, подготовив Концепцию нормативного правового акта об Особом статусе трудящихся.
Цель разработки проекта этого документа заключалась в предоставлении трудящимся ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые договоры, гражданско-правовые договоры или свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также членам их семей, объёма прав, который предоставляется иностранным гражданам, проживающим в данном государстве – члене ЕАЭС.
Разработчики проекта провели большую работу, учитывая интересы всех стран – членов ЕАЭС. При этом в этой Концепции были отражены проблемы не только миграционного характера, но и другие социальные вопросы
Понятно, что Россия является основной принимающей стороной и основные затраты на решение миграционных и социальных проблем приходятся именно на Россию, однако она сама нуждается в трудящихся мигрантах. 
 
Справочно. Согласно прогнозу отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам численность населения РФ к середине 2030 года снизится до 138,7 млн . человек. (сейчас около 147 млн. человек).
Также в соответствии с Демографическим прогнозом до 2035 года Федеральной службы государственной статистики Российская Федерация может столкнуться с естественной убылью населения, что свидетельствует о необходимости использования миграционного потенциала ЕАЭС,
 
Обсуждение и в ходе рабочей группы и в ходе заседания Комитета не привели к окончательному решению вопроса, встретив особое несогласие со стороны МВД и Минтруда РФ. Сохранились и разногласия сторон по концептуальному подходу – закреплению формы и содержания Особого статуса путем внесения дополнения в Договор о Союзе либо путём заключения отдельного нормативного правового акта.
Вместе с тем, члены Консультативного комитета согласились с тем, что проблемы миграционного и социального характеры остаются и поэтому необходима дальнейшая проработка инициативы Комиссии.
 
В ходе обсуждения инициативы Кыргызской Республики по либерализации мер по закрытию въезда за совершение административных правонарушений в государстве трудоустройства была достигнута договоренность о проведении дальнейшей работы по ее рассмотрению. При этом участники заседания отметили, что в рамках государств проводятся конкретные действия по либерализации подобного законодательства, включая применение дифференцированного подхода в зависимости от тяжести совершённого правонарушения. Однако поскольку проблема существует было принято решение продолжить работу в данном направлении. 
 
Участники заседания Комитета обсудили и одобрили внесение для рассмотрения на очередном заседании экспертной подгруппы сводной рабочей группы по внесению изменений в Договор о ЕАЭС инициативы Республики Армения, которая касается изменения первоначально заявленной гражданами цели въезда без выезда за пределы территории государства трудоустройства. К примеру, изменение с цели въезда «частная» на цель въезда «работа». 
 
Помимо этого, члены Комитета рекомендовали государствам-членам активизировать работу по подписанию двусторонних договоров о порядке взаимного пребывания граждан государств-членов и о реадмиссии.
 
Справочно. Реадмиссия – разрешение государства на повторный въезд лица (своего гражданина, гражданина третьей страны или лица без гражданства), который незаконно въехал или пребывал в другом государстве.
 
Заключение таких соглашений предусмотрено пунктами «дорожных карт» по присоединению Республики Армения и Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу, утвержденных президентами государств-членов. Соглашения о порядке пребывания граждан регламентируют срок пребывания граждан без регистрации в течение 30 суток с даты въезда.
 
Также в ходе заседания было принято решение о целесообразности заключения Меморандума о взаимопонимании между Консультативным комитетом по миграционной политике при Коллегии ЕЭК и Федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением высшего образования «Финансовый университет».