Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

РОССИЯ: НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ПРИВЕЛО К СМЕНЕ ЕГО КОНЦЕПЦИИ И ПРИОРИТЕТОВ

четверг, 8 июля 2021 г.
В Федерации независимых профсоюзов России считают недопустимым, когда работа государственной инспекции труда строится на положениях законодательства о защите работодателей, а не работников.
 
С первого июля текущего года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие приоритет защиты прав работодателей над правами работников. Это стало возможно после принятия Закона от 28.06.2021 № 220-ФЗ.
 
В архиве Госдумы находится заключение от 7 апреля 2021 года Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, назначенного ответственным по данному законопроекту,   в котором указано, что профсоюзная сторона РТК поддержала текст законопроекта в редакции, подготовленной к первому чтению.
Принятый в первом чтении 14 апреля законопроект лишь уточнял статью 173.1 Трудового кодекса РФ в части наименований программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). В пояснительной записке к законопроекту указана цель его разработки: реализации положений проекта федерального закона  № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
 
Заседание профильного комитета по рассмотрению внесенных ко второму чтению поправок состоялось 9 июня. Комитет согласился с предложением депутатов О.Савастьяновой и А.Авдеева внести в законопроект ряд поправок, которые существенно изменили концепцию законопроекта, и к слову, не имели никакого отношения к программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). С этими поправками законопроект и был принят во втором чтении Государственной Думой 15 июня.
 
В результате из Трудового кодекса РФ исключено положение о том, что порядок проведения проверок работодателей определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда. Деятельность же Федеральной инспекции труда стала полностью подчинена законодательству РФ о государственном контроле (надзоре), направленному на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 353 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона № 220-ФЗ).
 
16 июня закон принимается Государственной Думой в третьем чтении, 23 июня одобрен Советом Федерации и 28  июня подписан Президентом РФ. Вступил в силу данный закон с 1 июля.
 
ФНПР считает, что Государственная Дума приняла не тот законопроект, на который дала положительный отзыв профсоюзная сторона РТК.
Нарушение порядка принятия Федерального закона № 220-ФЗ, игнорирование  мнения Стороны РТК, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, в конечном итоге привели к принятию федерального закона, основанного на приоритете защиты прав предпринимателей перед трудовыми правами работников, а также на приоритете внутреннего права над правилами международных договоров Российской Федерации, что противоречит части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
 
Ранее ФНПР неоднократно обращалась в Минтруд России с позицией о недопустимости ограничения прав государственных инспекторов труда нормами законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Федерация профсоюзов выступает против трансформации системы Федеральной инспекции труда под лозунгом снижения регуляторной нагрузки на бизнес. Необходимо вывести федеральную инспекцию труда из-под действия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В противном случае Федеральная инспекция труда не сможет обеспечить эффективную защиту трудовых прав работников.
Государственный инспектор должен обладать правом беспрепятственного прохода на любое рабочее место и в любое время суток без предварительного уведомления работодателя. Необходимо избавить инспектора от ограничений его прав осуществлять любые проверки и расследования, которые он посчитает необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются.
 
Над государственным инспектором труда не должна висеть угроза привлечения к административной ответственности, установленная статьей 19.6.1. КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), направленного на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Государственные инспекции труда в регионах должны оставаться в составе единой централизованной системы Федеральной инспекции труда. Недопустима передача их полномочий на уровень субъектов РФ.
Государственные инспекторы труда должны быть вправе проверять не только действия или бездействия работодателя, но и безопасность зданий, сооружений, технологического оборудования, сырья и материалов, применяемых на производстве.
 
Только этот комплекс мер позволит сохранить независимость государственных инспекторов труда от региональных властей и бизнеса. Для его реализации Правительством РФ должны быть немедленно приняты необходимые меры для приведения российского законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.).
ФНПР обращает внимание на недопустимость нарушения процедур рассмотрения и принятия проектов федеральных законов в сфере труда.