Актуально

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ ЛЕСНИКОВ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ И ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

четверг, 28 октября 2021 г.
21 октября состоялось XX заседание Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству, которое в связи с пандемией коронавируса СOVID-19 проходило по видеоконференцсвязи, сообщает пресс-служба МФП работников лесных отраслей СНГ.
 
В его работе приняли участие председатель Федерации профсоюзов В.П.Карнюшин и заместитель председателя Федерации, председатель Белорусского профсоюза работников леса и природопользования Ч.С.Гоева.
Участие руководителей профсоюзов, входящих в Федерацию, в работе Межправсовета дает возможность консолидировано заявить о позиции профсоюзов по обсуждаемым вопросам, проведении согласованной политики по социально-экономической защите трудящихся и закреплению достигнутых договоренностей в отраслевых Соглашениях и коллективных договорах.
 
На рассмотрении Совета была обширная повестка.
1. О деятельности Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству в 2017–2021 годах.
2. Об итогах выполнения Плана мероприятий первого этапа (2016–2020 годы) по реализации Основных направлений сотрудничества государств- участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года.
3. О проекте Плана мероприятий второго этапа (2022–2025 годы) по реализации Основных направлений сотрудничества государств— участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года.
4. О ходе реализации Соглашения по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях государств – участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2013 года.
5. О ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Соглашения о взаимодействии по профилактике и ликвидации очагов болезней и вредителей леса на приграничных территориях государств – участников СНГ от 2 ноября 2018 года, утвержденного Решением Экономического Совета СНГ от 13 сентября 2019 года.
6. О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года, утвержденной Решением глав правительств СНГ от 6 ноября 2020 года.
7. О деятельности базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» в 2017–2020 годах.
8. О председателе Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству и месте проведения очередного XXI заседания Совета.
 
Первый вопрос был вынесен в соответствии с решением Экономического совета СНГ от 24 сентября 2021 года об отчетах органов отраслевого сотрудничества стран Содружества. В отчете отмечена важная роль Федерации профсоюзов в предлагаемых к рассмотрению на заседаниях Совета вопросов социально-экономического развития лесных отраслей, затрагивающих социальную сторону взаимоотношений профсоюзов и хозяйствующих субъектов в международном сотрудничестве. Федерация оказывает содействие в развитии системы социального партнёрства, внедрению коллективного договора, одобренного Советом в 2013 году, способствует разработке и осуществлению комплексных программ по улучшению положения работающих, созданию достойных условий жизни ветеранов труда.
Федерация оказывает лесным ведомствам государств – участников СНГ существенную поддержку в разработке индикаторов в области социальных и трудовых отношений.
 
Председатель Федерации В.П.Карнюшин, выступивший с приветствием, поблагодарил Исполком СНГ за поддержку Федерации и проявленную настойчивость в созыве заседания Совета. Была высказана озабоченность членских организаций Федерации почти двухлетним перерывом в работе Совета, вызванного пандемией коронавируса KOVID-19, а также политической обстановкой в республике Армения, за лесным хозяйством которой была очередность в проведении заседания. Обеспокоенность за работу Совета объясняется тем, что Федерация является инициатором и непосредственным участником образования Совета при Межгосударственном экономическом комитете (МЭК), как специального органа по координации сотрудничества лесных отраслей государств СНГ. Тогда, в 1995 году профсоюзы исходили из того, что глубоко интегрированная наука бывших союзных республик и лесные ресурсы РФ (в то время составлявшие 82 млрд кубов) могут на взаимовыгодных условиях использоваться независимыми государствами, исходя из новой политической и экономической ситуации.
 
10 марта 1995 года на первом заседании Президиума МЭК рассматривалось Обращение Федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ по этому вопросу с докладом Федерации. Было принято решение МЭК по образованию рабочей группы из представителей лесных отраслей СНГ. В течение трёх лет готовилось Соглашение о сотрудничестве и Положение о Межправительственном совете, которое было подписано главами правительств в сентябре 1998 года. Совет начал работу под определенным контролем МЭК. После упразднения МЭК в работе был почти двухлетний перерыв, восстановление работы Совета проходило с большими трудностями. Обращение к главам государств по выполнению Соглашения и созыв в то время нового состава членов Совета при поддержке Исполкома СНГ взяла на себя Федерация профсоюзов и отраслевые профсоюзы стран Содружества. Новый отсчёт заседаний лесного Совета начался с 2001 года. Международная федерация профсоюзов работников лесных отраслей СНГ с самого начала участвует в работе Совета и вносит на его рассмотрение социальные вопросы.
 
«Мы должны с большой признательностью отнестись к Исполкому СНГ за проделанную подготовку заседания Совета. Затягивание созыва Совета могло существенно затруднить его дальнейшую работу и даже привести к возможной приостановке деятельности. Подготовленные обстоятельные материалы свидетельствуют о большой заинтересованности органов управления лесным хозяйством стран Содружества и профсоюзов в совместном сотрудничестве, возможности в рамках Совета обмениваться опытом работы, – заявил председатель МФ профсоюзов работников лесных отраслей В.П.Карнюшин. 
 
По третьему вoпpocv по обмену информацией, разработке критериев и индикаторов в области социальных и трудовых отношений в лесных отраслях государств – участников СНГ В.П. Карнюшин отметил, что органы управления лесным хозяйством на федеральном и национальном уровне используют индикаторы для получения объективной информации в части реальной выплаты MPOT как гарантии государства и чёткого расчёта MPOT по регионам с прибавлением социальных компенсационных выплат, а также льгот, закрепленных в социальном пакете по коллективному договору. Обращено внимание руководителей лесного хозяйства на необходимость организации труда с соблюдением санитарных норм в соответствии с требованием выполнения работ в условиях коронавируса KOVID-19, организации питания и обеспечение средствами индивидуальной защиты, не допустить дальнейшего снижения заработной платы в лесном хозяйстве, находящейся па самом низком уровне среди других отраслей народного хозяйства.
 
Федерация на VI Конгрессе профсоюзов работников лесных отраслей СНГ поддержала объявленную Рослеспрофсоюзом кампанию «За достойный труд в лесном хозяйстве» и рекомендовала членским организациям объявить её проведение в своих странах.
Цели кампании Рослеспрофсоюза «За достойный труд в лесном хозяйстве» сформулированы в документе, названном «Пять шагов к достойному труду в лесном хозяйстве». 
1. Достойная заработная плата.
Довести среднюю заработную плату работников лесного хозяйства до уровня не ниже средней заработной платы по субъекту РФ во всех субъектах РФ
2. Достойные условия труда
Обеспечивать работников лесного хозяйства всем необходимым оборудованием, материалами, средствами индивидуальной защиты и экипировкой для безопасного выполнения работ, а непосредственно участвующих в лесопатологических обследованиях и тушении лесных пожаров бесплатным питанием за счет средств федерального бюджета
3. Эффективное социальное партнерство
Заключение и полное выполнение отраслевых соглашений (федерального, региональных) а также коллективных договоров по лесному хозяйству во всех субъектах РФ.
Достойная заработная плата – необходимое условие уменьшения чрезмерного неравенства; дискриминации в оплате труда, особенно в условиях нестабильной экономической обстановки. Социальное партнерство должно способствовать утверждению общественной справедливости и продвижению достойного труда в странах СНГ.
4. Справедливое пенсионное обеспечение
Законодательное закрепление права на досрочную пенсию работниками лесопожарных формирований
5. Развитие кадрового потенциала
Разработка и реализация программ поддержки молодых работников и специалистов лесного хозяйства на федеральном и региональных уровнях.
 
Участники заседания были проинформированы о состоявшемся 6–10 мая 2019 года секторальном совещании MOT по продвижению стандартов достойного труда и охраны труда в лесном хозяйстве, озабоченности Международной организации труда низким уровнем жизни в лесном хозяйстве.
Межправительственный совет поддержал предложение Федерации «За достойный в лесном хозяйстве» и включил в план мероприятий по реализации основных направлений сотрудничества до 2025 года разработку индикаторов в области социальных и трудовых отношений, принятию и реализации колдоговоров, внедрению стандартов безопасности, что позволит в динамике отслеживать происходящие изменения в экономике лесного хозяйства и заработной плате работников.
 
При рассмотрении вопроса о ходе реализации Соглашения по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях государств – участников СНГ Федерацией и выступающими руководителями лесного хозяйства отмечалось, что за время действия Соглашения (31 января 2013 года) заключены договоры о взаимодействии по предупреждению и тушению пожаров приграничных лесопользователей, оборудованы противопожарные барьеры, минерализованные полосы, ремонтируются дороги противопожарного назначения. Оборудованы пункты связи для оповещения сторон. 
Большая нагрузка ложится на оборудования приграничных территорий РФ: с Белоруссией – 1239 км, Казахстаном – 7513 км. Значительной работы требует укомплектованность лесной охраны и оптимизация обходов и их патрулирования.
В РФ укомплектованность инспекторами лесной охраны в 4 раза меньше норматива, обход составляет до 10 тыс. га, при ранее существовавшей 450 га, а практически на обходчика приходится свыше 60 тыс. га. Недостаточное выделение средств на лесоустройство привело к отсутствию дорог для проезда к месту возгорания. Большие пожары в труднодоступных лесных массивах привели к отказу от их тушения и списанию больших площадей, пройденных пожарами как «пожары-отказники».
 
Федерация внесла следующие предложения:
  • Обеспечить численных государственных лесных инспекторов в соответствии с нормативами патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор (лесную охрану)
  • Пересмотреть размер обхода и установить его реальный размер, который не должен превышать 4-х тысяч га
  • Повысить статус инспектора лесной охраны и их заработную плату. Восстановить кордоны. Сегодня летчику наблюдателю некуда и некому выбросить вымпел для оперативной информации о возгорании леса.
  • Запретить МЧС списание лесных площадей, пройденных пожаром, тушение которых не проводилось, так называемые пожары-отказники. В каждом случае необходимо расчётным путем учитывать нанесенный ущерб (запас древесины на гектаре и стоимость древесины в каждом районе известна) и предъявлять иск к руководителям субъектов Федерации по возмещению ущерба в пользу государства. Бесхозяйственность и безответственность дальше нельзя поощрять.
  • Повысить ответственность руководителей регионов за подготовку лесной охраны, проведение работы с населением и противопожарной безопасности, оборудование мест отдыха и проезд автотранспорта в лес в летний период. Необходимо специальное решение правительства по решению социально- трудовых проблем работников, занятых на тушении лесных пожаров по гражданско-правовым договорам.
  • В каждом районе определить конкретных лиц для проведения контролируемых палов, без участия которых такие работы должны быть запрещены.
 
По всем вопросам, включенным в повестку заседания, приняты решения Совета.
 
Председателем Межправительственного Совета на очередной период избран председатель лесного комитета Министерства окружающей среды Республики Армения Петросян Артур Васильевич.
 
Очередное заседание Совета в 2022 году запланировано провести в Республике Армения.