Актуально

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

четверг, 16 марта 2023 г.
В рамках VII Международного Форума труда 15 марта на площадке МПА СНГ в Таврическом дворце состоялась Международная конференция «Регулирование международных миграционных процессов на территории государств – участников СНГ», на которой были обсуждены новые формы организованного набора и законодательные основы для формирования общего рынка труда в СНГ.
 
Открыли конференцию и вели её заместитель председателя Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по малому и среднему предпринимательству Наталия Полуянова и председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
 
С приветственным словом к участникам конференции обратился Генеральный секретарь – руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий, подчеркнув, что в МПА за 30 лет накоплен богатый опыт правового регулирования миграционных процессов: пройден путь от принятия в 1994 году Хартии социальных прав граждан независимых государств до отдельного Миграционного кодекса. По словам спикера, важным этапом в законотворчестве стало принятие в 2007 году рекомендательного глоссария терминов и понятий для регулирования миграционных процессов стран участников СНГ, который используется как для принятия нормативных актов в независимых государствах, так и межгосударственных договоров и соглашений.
Д.Кобицкий отметил, что вопрос регулирования миграционных процессов крайне актуален для Содружества Независимых Государств. Миграция как транснациональное явление не может эффективно управляться без координации и межгосударственного диалога. Межпарламентское содружество составляет основу проведения согласованной миграционной политики в формате СНГ. Крайне важно, что законотворческая модель реализуется в полном взаимодействии с Советом миграционных органов стран – участниц СНГ и профильными международными организациями».
 
С приветствием к участникам конференции обратился председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по правовой политике и государственному строительству, Комитета по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией Низами Сафаров. Он отметил работу, которую провела Комиссия МПА СНГ по законодательному регулированию процессов миграции. Напомнил, что численность экономически активного населения в странах СНГ составила в 2022 году около 137 миллионов человек. «Это огромная трудовая армия, и их интересы мы с Вами призваны отстаивать», – подчеркнул парламентарий.
 
Приветствуя участников конференции, Директор бюро Международной организации по миграции в Москве Марина Шрамм осветила изменения в миграционной сфере, связанные с адаптацией международного рынка труда к современным реалиям. Она высоко оценила работу, проведенную государствами СНГ, по стабилизации ситуации на национальных рынках труда, защите прав и свобод мигрантов в условиях пандемии COVID-19. Было подчеркнуто, что Российская Федерация сумела быстро и эффективно отреагировать на мировой кризис, проявив приверженность идеям Глобального договора о миграции, предоставив трудовым мигрантам права для законного пребывания и осуществления полноценной трудовой деятельности в стране на весь период действия коронавирусных ограничений.
 
С докладом «Организованные формы привлечения трудовых мигрантов. Проблемы и пути решения» выступил руководитель Федеральной службы по труду и занятости РФ Михаил Иванков, который отметил, что, несмотря на рекордно низкий уровень безработицы, в ряде отраслей российской экономики наблюдается нехватка рабочих кадров. Особую потребность в высококвалифицированных иностранных специалистах испытывают строительная отрасль, сельское хозяйство и легкая промышленность. 
Одним из приоритетных направлений для обеспечения российских предприятий профессиональными иностранными специалистами автор считает развитие программ организованного набора. В настоящее время уже реализуются межправительственные соглашения об организованном наборе с Узбекистаном и Таджикистаном. По этой схеме постоянно работают порядка 250 крупных российских работодателей, но в абсолютном выражении доля привлеченных таким образом сотрудников невелика и в 2022 году составила 8 тыс. человек. То есть пока эта схема не может конкурировать с так называемым «свободным въездом», который в реальности зачастую проходит через мощную инфраструктуру организаций-посредников по обе стороны границы, действующих в частности через сайты, рассылки в чатах и соцсетях. «Часто этих посредников называют «черные бригадиры». Само название четко определяют правовую модель и форму», – сказал Иванков.
В результате в рамках этих процессов вопросы реальной оценки уровня квалификации, гарантий заключения трудового договора, защиты трудовых прав не интересуют посредников ни с российской стороны, ни со стороны государств исхода. Так, добавил Иванков, за 2022 год инспекции труда в РФ получили лишь 300 обращений от иностранцев, что не означает отсутствия нарушений их прав. При этом, большинство иностранных сотрудников просто не знают своих прав, поэтому и не сообщают о нарушениях. Глава Федеральной службы по труду и занятости, отметил, что сейчас около 40% мигрантов находятся вне правового поля.
«Деятельность организаций-посредников, с помощью которых трудовые мигранты направляются в Россию из стран СНГ, необходимо регулировать на государственном уровне для соблюдения прав как мигрантов, так и работодателей», – заявил М.Иванков. Среди требований, которые могут предъявить таким организациям – регистрация в информационных системах, учёт трудоустроенных граждан, обеспечение соответствия трудовых договоров закону, предоставление информации госорганам; обязанность консультировать мигрантов по теме трудовых прав в РФ, нести ответственность за их квалификацию и другие.
«Есть разные формы, каким образом это обеспечить. Классический подход – это лицензирование, жесткий контроль на входе и, соответственно, контроль за соблюдением требований. Есть более мягкие формы – это реестровая модель, основанная на уведомлении о начале осуществления деятельности», – сказал Иванков.
Необходима «полноценная экосистема», добавил он, что также подразумевает сотрудничество между зарубежными и российскими госорганами в сфере занятости и открытие в странах исхода миграционных центров, где иностранцы могли бы пройти медицинское обследование, дактилоскопию, проверку запрета на въезд и подать заявления на патент, что наиболее актуально для стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС.
 
Министр труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан Гулнора Хасанзода в своём докладе озвучила проблему формирования в средствах массовой информации негативного образа мигрантов, что влияет на дальнейшие рабочие отношения. Кроме того, в среде мигрантов недостаточно официальной информации. 
 
Вопросу обеспечения безопасности в сфере миграционных процессов уделила внимание в своём докладе секретарь Совета руководителей миграционных органов государств СНГ, начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ Валентина Казакова. Теневые финансовые потоки, незаконная деятельность, торговля людьми, распространение наркотиков – все это последствия нелегального потока мигрантов. Создание единого документа для иностранного работника, в котором будет указано отсутствие правонарушений и наличие пройденной медкомиссии, поможет снизить уровень криминальности среди мигрантов.
 
Заместитель Министра труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики Жаныл Алыбаева особо отметила новые формы трудоустройства – удаленная работа, самозанятость, которые становятся всё более распространенными среди мигрантов.
 
О привлечении иностранных работников в Казахстан рассказал и.о. председателя Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Ильяс Испанов. Специалистам, которые будут работать по дефицитным профессиям, предлагают регистрировать свой бизнес и дают право на временное место жительства.
 
На конференции обсудили вопросы миграции из стран Африки. По мнению директора Региональной общественной организации «Центр миграционных исследований», ведущего научного сотрудника лаборатории Анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрия Полетаева, на сегодня из африканских стран в Россию прибывает минимальное количество иностранных рабочих. Однако, учитывая усиливающуюся конкуренцию за ресурсы на континенте, нарастающие риски экономической нестабильности, потоки вынужденной миграции могут стать новой составляющей миграционной ситуации в РФ.
 
Начальник Управления социально-демографической статистики Статкомитета СНГ Ирина Збарская в своём докладе представила основные проблемы, возникающие при учёте международных мигрантов во время переписи населения. Особое внимание она обратила на граждан, которые осуществляют миграцию непрерывно. Для решения вопроса был разработан метод «зеркальной» статистики, при которой анализируются данные по взаимным миграционным потокам стран-партнёров.
 
Председатель комиссии по вопросам трудовой миграции Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по внешнеэкономической деятельности, президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный Альянс «Трудовая Миграция» Николай Курдюмов отметил важность наличия в регионах трудоустройства специалистов по вопросам содействия и адаптации, которые могли бы консультировать мигрантов.
 
Заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина рассказала о работе профсоюзов, ведущих конструктивный диалог с органами власти, организациями работодателей с целью оптимизации управления потоками мигрантов и реализации прав трудящихся-мигрантов, а также предотвращения любого рода злоупотреблений, которые могут вести к нарушению основополагающих прав человека. Привела пример вступления трудящихся-мигрантов в российский профсоюз и распространения на них действующего коллективного договора с дополнительными льготами и гарантиями.
Особо остановилась на позиции профсоюзов по формированию общего рынка труда в Содружестве. Поставлен вопрос о сближении программ обучения и профстандартов, необходимости решения вопроса перечисления пенсий, заработанных в другом государстве Нужно и сближение многих социально-трудовых нормативов. МПА СНГ приняла модельный Трудовой кодекс, что создает условия для гармонизации трудового законодательства. И одним из приоритетов политики формирования общего рынка труда является соблюдение гарантий в области труда и занятости трудящимся-мигрантам государств Содружества на уровне граждан принимающих государств.
К этому вопросу тесно примыкает вопрос работы мигрантов в новых незащищённых формах занятости. Значительно расширяется самозанятость, платформенная занятость. Определение этих понятий в большинстве стран региона нет. Сейчас стараются восполнить этот пробел. 
В Казахстане в рамках Социального и Трудового кодексов будет определён статус платформенных работников, их режимы работы, трудовые права, упрощён механизм оплаты налогов, пенсионных и социальных отчислений. 
В России в парламенте обсуждается новая редакция закона о занятости, в которой вводятся нормы, закрепляющие эти новые понятия. Права и обязанности таких работников будут прописаны отдельно. Но в России самозанятыми могут быть не только граждане России, но и граждане стран Евразийского союза. Прозвучала на конференции информация, что это будет разрешено трудящимся из всех стран СНГ. 
Свободно стать самозанятыми граждане стран ЕАЭС могут и в Кыргызстане. В Беларуси и Казахстане иностранцы претендовать на самозанятость не могут. В Армении действуют серьезные ограничения на их деятельность. 
При этом нельзя не видеть, что самозанятые лишены каких-либо социальных и трудовых гарантий. Сейчас в МПА СНГ началась разработка модельного закона о платформенной занятости. Проведён тематический круглый стол, который показал неоднозначность позиций по этому вопросу участников рынка труда, научного сообщества.
Профсоюзная позиция основывается на конституциях большинства государств региона, где они провозглашены социальными государствами, политика которых направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, а экономика является лишь средством достижения этой цели, и исходит из того, что основополагающие права в сфере труда и социальной защиты должны быть достоянием всех работников независимо от их статуса занятости. Иначе это приведёт к деградации трудового потенциала, истощению трудовых ресурсов и создаст нестабильную ситуацию в государствах.
Был поднят и вопрос организации привлечения трудящихся-мигрантов. Профсоюзы голосуют за оргнаборы, которые позволяют перед выездом на работу пройти потенциальным мигрантам медицинское освидетельствование, обучение профессии, языку, основам и особенностям истории, культуры и права государства трудоустройства. В этой связи отмечена практика по строительству Евразийским фондом стабилизации и развития и суверенным донором-партнёром Россией в городах Таджикистана (Душанбе, Куляб, Худжанд, Бохтар, Турсунзаде) пяти современных общеобразовательных школ, где работают учителя из России, и преподавание идёт на русском языке. А вообще в школе обязательное обучение трём языкам: таджикскому, русскому и английскому. Это создаёт условия для эффективного функционирования общего рынка труда.
 
Профессор Московского государственного университета Владимир Ионцев рассказал об особенностях международной миграции в современной России. Был поставлен вопрос о необходимости создания в стране Министерства занятости и миграции.
 
О методах повышения эффективности адаптации трудовых мигрантов в России рассказала член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей, руководитель Рабочей группы по нормативно-правовому регулированию, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся на территории России, при Комитете Госдумы Анастасия Удальцова.
 
Прозвучали и другие выступления (всего выступили 31 человек) политиков, представителей государственных и межгосударственных органов, экспертов и специалистов в сфере миграции. 
По итогам заседания в основном были одобрены Рекомендации конференции «Регулирование международных миграционных процессов на территории государств – участников СНГ».