Актуально

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ

пятница, 21 декабря 2018 г.
В Москве 19 декабря состоялось заключительное в этом году заседание Комиссии по экономическим вопросам. От ВКП в нём участвовала заместитель генерального секретаря Конфедерации Н.Д.Подшибякина.
 
В заседании Комиссии  приняли участие полномочные представители из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, ряда органов отраслевого сотрудничества, Статкомитета СНГ, Делового центра СНГ, ответственные сотрудники Исполкома СНГ.
 
Вел заседание сопредседатель Комиссии, полномочный представитель Российской Федерации В.В.Воробьев.
 
Подводя итоги завершающегося года, участники заседания дали высокую оценку результатам реализации экономической повестки председательства Республики Таджикистан в СНГ. Работа же Комиссии за этот период обеспечила подготовку, согласование и представление на рассмотрение высших органов Содружества ряда документов по актуальным вопросам экономической интеграции.
 
В ходе состоявшегося заседания Комиссии были рассмотрены информация о реализации Протокола между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли о правилах и процедурах регулирования государственных закупок от 7 июня 2016 года, Отчет о деятельности Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ, Информация о выполнении Плана мероприятий по реализации Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности.
 
По вопросу «О реализации Перспективного плана совместных работ по разведке, использованию и охране недр государств – участников СНГ на 2016–2020 годы» перед Комиссией выступил председатель Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр, заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Хмель А.В. О карантинном фитосанитарном состоянии территорий государств – участников СНГ в 2017 году информировал заместитель директора Всероссийского центра карантина растений Абасов М.М.
 
С особым интересом бы воспринят Доклад «О защите прав потребителей в сфере электронной торговли в государствах-участниках СНГ». Стремительное внедрение информационных технологий сопровождается широким распространением электронной торговли. Предлагая развернутый ассортимент товаров и услуг, электронная торговля обеспечивает современные потребности государственных структур, отраслей, отдельных предприятий и граждан в рамках единой информационной платформы. 
 
Важнейшими индикаторами успешного развития цифровой экономики являются потребитель, уровень его осведомленности и доверия к новым технологиям и моделям электронного рынка. Поэтому международные организации, такие как ЮНКТАД, ОЭСР, стали уделять особое внимание вопросам потребительской грамотности, расширения возможностей потребителя в электронной торговле. В 2016 г. принята новая редакция Рекомендаций Совета ОЭСР по принципам защиты прав потребителей в контексте электронной коммерции. В 2017 г. Международная организация потребителей представила правительствам государств «Группы двадцати» рекомендации по созданию цифрового мира, которому смогут доверять потребители. Странам СНГ предлагается сосредоточить усилия на выработке и принятии согласованных решений и рекомендаций, обеспечивающих формирование необходимых условий по обеспечению прав потребителей в сфере электронной торговли на пространстве региона.
На основе проведенного исследования в Докладе сделаны следующие выводы и даны предложения для государств– участников СНГ.
Электронная торговля – одно из наиболее бурно развивающихся направлений применения Интернета. Современные сетевые технологии активно используются в рамках информационного пространства СНГ для обеспечения эффективного взаимодействия между участниками коммерческих операций: организации контактов покупателей и продавцов, представления, обсуждения и формирования заказов, согласования условий сделок, порядка продажи товаров и услуг, процесса осуществления платежей и т.д.
При этом будущее успешное развитие цифровой экономики в государствах СНГ возможно обеспечить только при условии, что цифровые платформы и сервисы будут пользоваться доверием потребителей, достаточным для их интеграции в повседневную жизнь людей.
В настоящее время страны Содружества предпринимают необходимые меры по формированию благоприятной среды, необходимой для обеспечения прав потребителей в сфере электронной торговли, учитывающие интенсивное развитие цифровой экономики. Сформированы законодательные основы регулирования данной сферы, принимаются меры по организации защиты прав и расширения возможностей потребителей в рамках цифровой экономики.
 
Согласно статданным, 7,1 млн (74,4%) граждан Беларуси используют Интернет. По состоянию на 01.01.2018 в торговом реестре зарегистрировано более 16 тыс. интернет-магазинов (прирост с 2012 г. составил 12,2 тыс.), из которых 7300 тыс. (48,7%) принадлежат юридическим лицам, 7781 (51,3%) – индивидуальным предпринимателям. В 2017 г. жители Беларуси потратили на покупки в интернет-магазинах в 2,3 раза больше, чем в 2016 г. Утверждена и реализуется Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы. С 1 января 2018 г. вступили в силу новые положения Налогового кодекса, регламентирующие вопросы регистрации и налогообложения иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме гражданам республики.
 
Объем электронной торговли в Казахстане в 2017 г. по сравнению с 2016 г. вырос почти на 30%. В 2018 г. прогнозируется увеличение рынка на 29,6%. За I кв. 2018 г. рынок электронной торговли вырос на 42%. Развитие электронной торговли определено одним из приоритетных направлений Государственной программы «Цифровой Казахстан». Для поддержки данного направления в 2017 г. утверждена Дорожная карта по развитию электронной торговли на 2018–2020 годы. В целях совершенствования законодательной базы в Налоговый кодекс включены нормы по снижению до 0% ставок индивидуального и корпоративного подоходного налога на доходы, получаемые в сфере электронной торговли сроком на 5 лет.
Объём электронной коммерции в Кыргызстане ежегодно растёт. Среднегодовой темп прироста за период 2016–2018гг. составил 12%. Закон Кыргызской Республики от 10.12.1997 №90 «О защите прав потребителей» был дополнен статьей 24.1 «Дистанционный способ продажи товаров». На стадии подготовки находятся проекты постановлений Правительства Кыргызской Республики «О создании электронной торговой площадки» и «О порядке функционирования электронной торговой площадки».
Быстро развивается электронная торговля в Молдове. Покупки в основном осуществляются у зарубежных интернет-поставщиков (Amazon, Aliexpress и др.) главным образом с использованием электронных платежных систем. Согласно данным Национального банка Молдовы в республике зарегистрировано более 1,66 млн банковских карт. В 2017 г. были внесены дополнения в Закон от 22.07.2004г. № 284-XV «Об электронной торговле». Главной целью изменений является адаптация документа к Директиве об электронной коммерции Европейского союза. Этот закон позволит устранить существующие пробелы в законодательной и нормативной базе, а также применять новые правила с учетом европейских норм.
По данным экспертов, в 2017 г. 36% российского рынка онлайн-торговли пришлось на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Доля трансграничной торговли с каждым годом увеличивается и за последние 6 лет практически удвоилась. Правительство РФ утвердило 28.08.2017 Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. С 1.01.2019 вступит в силу Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ«О защите прав потребителей», который обеспечит имплементацию в российскую юрисдикцию положений обновленных Руководящих принципов ООН для защиты потребителей, направленных на укрепление из доверия к электронной торговле, повышение прозрачности и эффективности государственной политики в области защиты интересов потребителей.
В Таджикистане 16 интернет-провайдеров обслуживают около 50% населения, являющихся пользователями Интернета. Более 60% населения использует цифровое телевидение. Новым видом услуг, относящихся к электронной коммерции, является работа портала www.arzon.tj – сервиса специальных скидок. В целях создания благоприятной нормативно-правовой базы в сфере электронной торговли и внедрения безналичного расчета разрабатывается проект нормативного акта «О правилах регулирования сетевой торговли товарами и оказания соответствующих услуг», которым будут определены обязанности поставщиков товаров и услуг, торговых площадок в Интернете, а также порядок осуществления государственного контроля в сфере электронной коммерции и предусмотрена юридическая ответственность интернет-предпринимателей.
Основные проблемы, связанные с нарушениями прав потребителей в государствах СНГ при приобретении товаров и услуг дистанционным способом в Интернете, касаются: реализации небезопасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям; непоставки товара (неоказания услуги) по оплаченному договору; нарушения сроков поставки товара или оказания услуги; реализации некачественного товара (услуги) или товара (услуги), не соответствующих описанию (ожиданию); целенаправленного введения в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров; сокрытия или неполного раскрытия информации о продавце (изготовителе, исполнителе); уклонения от рассмотрения требований потребителя, невозврата (уклонения от возврата) уплаченных денежных средств, отказа в возмещении убытков, неудовлетворения иных требований.
В этой связи предложено разработать комплекс организационно-правовых мер, призванных обеспечить эффективную защиту прав потребителей стран региона в сфере электронной коммерции (в том числе при трансграничных поставках товаров и услуг) по следующим основным направлениям:
• разработка и согласование на межгосударственном уровне основных подходов к защите прав потребителей в сфере электронной коммерции;
• развитие информационной системы быстрого предупреждения об опасных товарах и распространение данного опыта в рамках СНГ;
• выработка мер, направленных на ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим недостоверную информацию о продавце (исполнителе), товарах (услугах), а также информацию, распространение которой привело к причинению вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей или создает реальную угрозу возникновения такого рода последствий;
• создание и развитие в государствах СНГ эффективных систем учета информации о субъектах электронной коммерции в целях их идентификации и дальнейшего использования потребителями;
• формирование более эффективного электронного гражданского оборота, (совокупности сделок, заключаемых субъектами гражданского права, и возникающих на этой основе обязательственных отношений) посредством уточнения и при необходимости определения новых и/или уточнения существующих требований к формам сделок;
• установление обязанности по обеспечению приема к оплате платежных карт и иных применимых безналичных средств платежа для всех без исключения организаций, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом через Интернет;
• формирование правовой основы для создания электронной системы альтернативных механизмов разрешения споров (медиация и онлайн-разрешение споров).
Представляется, что ответственность за защиту прав потребителей в цифровом мире, охрану персональных данных не может быть обеспечена лишь на уровне отдельных стран. Решение этой задачи требует организации тесного сотрудничества между правительствами государств СНГ, международными организациями и деловым сообществом.
В этих целях предложено ориентировать дальнейшую деятельность профильных органов госуправления и органов отраслевого сотрудничества СНГ на обеспечение гармонизации законодательств государств Содружества в сфере электронной торговли (признание базовых прав потребителей, создание институтов по защите интересов покупателей и др.), развитие международного сотрудничества в вопросах противодействия недобросовестной практики, участие в разработке и реализации международных норм защиты прав потребителей, содействие взаимному признанию решений в области разрешения споров, повышению уверенности потребителей в достижениях электронной торговли и других направлений цифровой экономики. Даны конкретные рекомендации Консультативному совету по защите прав потребителей государств – участников СНГ. 
 
На заседании Комиссии был также рассмотрен Совместный план мероприятий Исполнительного комитета СНГ, Совета постоянных полномочных представителей и КЭВ по реализации поручений, исходящих из принятых в нынешнем году решений высших органов Содружества и предложений, высказанных главами делегаций в ходе этих заседаний.
 
Участникам заседания был представлен также подготовленный ВКП совместно с Межгосстаткомитетом СНГ доклад «О пенсионном обеспечении граждан в странах региона, практике членских организаций ВКП, органов законодательной, исполнительной власти в решении этой проблемы».
 
Приложение: Международная практика по защите прав потребителей