Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам (27 октября 2010 года)

27 октября в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам, в котором приняла участие руководитель Юридического департамента ВКП Надежда Занько.

Комиссия рассмотрела вопрос "О проекте модельного Кодекса о судоустройстве и статусе судей для государств – участников СНГ".
Происходящее углубление интеграционных процессов в странах СНГ предполагает сближение национальных правовых систем этих государств, в том числе законодательства о судебной власти и судоустройстве.
Анализ конституционных принципов правосудия государств Содружества показал, что в основном они совпадают, поскольку отражают общепризнанные принципы и нормы международного права.
Вместе с тем, в конституциях некоторых государств не имеется указания на общепринятые начала судоустройства, такие как участие граждан в отправлении правосудия, осуществление судебной власти посредством различных видов судопроизводства, гарантии независимости судей и т.д.
В ходе подготовки проекта из него были исключены положения, которые входят в прямое противоречие с положениями конституции любого из государств СНГ.
В проекте объединены два сходных предмета регулирования, содержащие базовые общепринятые положения о судоустройстве и статусе судей в государствах СНГ, учтены национальные особенности и значительные различия в законодательном решении правовых систем данных государств.
Упрощен текст закона путем унификации терминов, применяющихся в Кодексе, принципы осуществления правосудия выделены в отдельную главу и дополнены, более подробно раскрыты социальные гарантии судей и порядок реализации неприкосновенности судей, а также полномочия и порядок организации различных видов судов, закон дополнен разделом об органах судейского сообщества, раскрыта их компетенция и порядок действия.
Несмотря на то, что проект был предварительно обсужден рабочей группой, по нему парламентариями были сделаны замечания. В частности, предложено определить орган, который может давать толкование законов, а также осуществлять функции Конституционного суда в случае его отсутствия или Верховного суда.
Комиссия поручила рабочей группе доработать проект кодекса с учетом высказанных замечаний и предложений и внести его на очередное заседание Комиссии.

Комиссия рассмотрела проект Модельного закона «О защите прав собственности».
По результатам первого обсуждения законопроекта в него внесен ряд изменений и уточнений, он дополнен специальной статьей «Владение».
Проведено разграничение обязательственных договоров об отчуждении имущества (например, купля–продажа) и совершаемых во исполнение порождаемых такими договорами обязательств соглашений о переходе права собственности (вещных договоров). Это имеет важные практические последствия, например для процедуры банкротства.
В проекте предлагается по примеру большинства зарубежных стран закрепить в отношении движимых вещей специальный способ приобретения права собственности добросовестным приобретателем от не управомоченного отчуждения. Ныне действующая в странах СНГ система защиты добросовестного приобретателя от иска собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения не признает добросовестного приобретателя собственником и при этом отказывает собственнику в возможности возврата принадлежащего ему имущества.
В проекте впервые проводится разграничение способов приобретения права собственности на движимые и недвижимые вещи. Возникновение права на недвижимость ставится в зависимость от его внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно проекту сделка по приобретению объекта недвижимости может быть признана недействительной только в том случае, если удастся доказать, что приобретатель точно знал, что запись о праве отчуждателя ошибочна или внесена на основании недействительной сделки, то есть только в случае, если приобретатель – соучастник хищения.
За возможную недостоверность сведений реестра несет ответственность государство, которое и возмещает реальный ущерб лица, утратившего право собственности из-за внесения в реестр недостоверной записи, в том случае, если потерпевшему не удается взыскать ущерб с лица, виновного в утрате собственником имущества. По проекту высказаны замечания (его содержание не соответствует наименованию, в нем кардинально меняются подходы о праве собственности, регулируемой действующим гражданским законодательством и др.).
Санкт-Петербургскому университету предложено доработать проект с учетом обсуждения и представить его на очередное заседание Комиссии.

Комиссия обсудила Рекомендации по законодательному обеспечению утилизации автомобильного транспорта в государствах – участниках СНГ.
Как пояснили авторы проекта, необходимость разработки рекомендаций обусловлена быстрым ростом автомобильного парка на территории государств Содружества и значительным увеличением отходов, появляющихся в процессе его эксплуатации. Действующая законодательная база этих государств недостаточно гибка и эффективна для регулирования и охраны вновь возникающих правоотношений, что создает определённые сложности как для правоприменителя, так и для правоохранительных органов.
В Рекомендациях приведён анализ законодательства государств Содружества, регулирующего вопросы утилизации автомобильного транспорта, а также исследован международный опыт организации и регулирования деятельности по утилизации автомобилей (сегодня законы об авторециклинге приняты более чем в 50 странах мира). Практически во всех экономически развитых странах действуют программы мероприятий по квалифицированному обследованию автомашин, частичному демонтажу шин на перерабатывающих предприятиях, повторному применению снятых деталей, переплавке машин, захоронению отходов, не подлежащих переработке (в основном пластиков, ткани), разработана система экономических и административных стимулов для владельца автомобиля.
Сделан обзор японского закона об утилизации отработанных автомобилей 2005 г., системы лицензирования деятельности по переработке автопарка в Великобритании и США.
Сегодня во всех государствах Содружества отсутствует специальный закон об утилизации автомобильного транспорта и его запасных частей, комплексно и системно регламентирующий правоотношения в данной области. Данная сфера чаще всего регулируется общими законодательными актами в области обращения с отходами производства и потребления, в которых либо не учтены особенности деятельности по утилизации автотранспорта, либо данные нормы носят очень общий характер и не отражают реальную ситуацию.
Модельный закон «Об отходах производства и потребления», принятый МПА СНГ 31.10.2007 г. не определяет порядок и требования к утилизации данных отходов.
Предлагается разработать специальный законодательный акт по утилизации транспортных средств с тем, чтобы создать эффективную и действующую систему обращения с отходами автопромышленной отрасли, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также эффективной систему стимулирования их владельцам по утилизации отходов и сокращению экологического ущерба.
Предложение о разработке такого закона принято.
Названный материал может представлять интерес для членских организаций ВКП и использован ими в практической работе.

Обсужден проект Рекомендаций по совершенствованию законодательства государств – участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами. После учета высказанных замечаний Российским общественным институтом избирательного права он будет внесен на очередное заседание комиссии.

Рассмотрено предложение о разработке проекта Словаря-справочника правовой терминологической лексики для государств – участников МПА СНГ.
Комиссия войдет с предложением в Совет МПА СНГ о включении данного проекта в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в СНГ на 2011 год.

Рассмотрен вопрос о выполнении Перспективного плана модельного законотворчества и сближения национального законодательства в СНГ на 2005–2010 годы и о проекте Перспективного плана модельного законотворчества в СНГ на 2011-2015 годы.
Очередное заседание Комиссии намечено на вторую половину апреля 2011 года.