Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

ЛИДЕР ПРОФЦЕНТРА ГРУЗИИ ПРИЗЫВАЕТ К РАССМОТРЕНИЮ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА. 

среда, 2 июня 2021 г.

Председатель Объединения профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили обратился с письмом к Премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили в связи с ухудшением социальной ситуации в стране, в котором призывает к рассмотрению трудовых споров Трехсторонней комиссией социального партнерства.

Приводим его текст по сайту ОПС Грузии в переводе с грузинского.

 
На фоне обострения социальной ситуации в стране, говорится в письме, в последние месяцы участились коллективные трудовые споры и забастовки. К сожалению, на большинстве предприятий, где профсоюзы пытались избежать крайних форм протеста посредством конструктивного диалога и использования правовых механизмов, это не удалось, потому что работодатели отказались вести добросовестные переговоры.
Более того, ряд компаний (Nitrogen Ltd, Batumi International Container Terminal Ltd., АО «Боржоми», АО «Цкали Маргебели», Gulistan Ltd. и др.) уже открыто заявили, что не будут вести переговоры с профсоюзами и будут пытаться общаться напрямую с сотрудниками. К сожалению, такое отношение часто поощряется государственными чиновниками (губернаторами, мэрами, депутатами, назначенными государством посредниками и т.д.), которые, по словам работодателя, призывают сотрудников к переговорам без участия профсоюзов.
 
Такие действия противоречат и грубо нарушают как национальное, так и международное право. Как известно, государство обязано способствовать развитию коллективных переговоров и социального диалога на всех уровнях. Это невозможно без участия профсоюзов.
 
Согласно части 2 статьи 26 Конституции Грузии, в соответствии с органическим законом каждый имеет право создавать профсоюз и вступать в него. Право на создание профсоюзов, вступление в них и управление ими также гарантируются 87-й Конвенцией Международной организацией труда (о свободе ассоциаций и защите права на организацию) и 98-й Конвенцией (о праве на организацию и заключение коллективных договоров).
Согласно статье 2 (1) Органического закона Грузии о профессиональных союзах, профсоюз – это некоммерческое юридическое лицо, созданное в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Грузии, цель которого защищать и представлять трудовые, социально-экономические, законные права и интересы членов профсоюзов.
То есть профсоюз создается и существует для защиты и представительства прав и интересов своих членов.
 
Как только работник воспользуется правом на создание профсоюзов, гарантированным Конституцией, работодатель обязан принять профсоюз в качестве представителя работников и юридического лица, признанного Органическим законом Грузии о профессиональных союзах.
В соответствии со статьей 12 (2) Закона о профессиональных союзах и статьей 54 (4) Трудового кодекса работодатель обязан вести коллективные переговоры, если профсоюз выступит с такой инициативой.
Отказ работодателя вести отношения/переговоры с работником без профсоюза также является грубым нарушением права, гарантированного пунктом 2 статьи 26 Конституции, и в то же время может расцениваться как прямая дискриминация на основе принадлежности к профсоюзу.
Это нарушение принципа равенства, установленного статьей 11 Конституции, и нарушение статей 4 (1) и статьи 53 Трудового кодекса, запрещающих дискриминацию по признаку участия в профсоюзном движении.
Кроме того, в результате реформы трудового законодательства дискриминация по признаку профсоюзного движения и уклонение от примирительных процедур установлены статьями 78 и 80 Трудового кодекса.
В случаях, когда профсоюз не имеет возможности представлять права и интересы работников, это вмешательство в деятельность профсоюза, что согласно статье 166 Уголовного кодекса является уголовным преступлением (статья 166 – «за воспрепятствование созданию политического, общественного или религиозного объединения или воспрепятствование его деятельности »).
 
Мы считаем, что продолжение такой практики грубо противоречит основополагающим стандартам МОТ в отношении свободы ассоциации и ведения коллективных переговоров.
В масштабах страны коллективные переговоры ведутся только на 59 предприятиях. Такое отсутствие коллективных переговоров ясно указывает на неразвитость социального диалога в стране, на котором базируется Европа. Из-за этого я лично слышал скептицизм по поводу утверждения европейских ценностей в Грузии во время многочисленных встреч с депутатами Европарламента.
 
Это мнение также подтверждается 10-летним обзором петиции GSP профсоюзами Государственного департамента США, в ходе которого от государственных чиновников систематически требовалось сообщать о проблемах, упомянутых в петиции. Жалоба касалась воспрепятствования деятельности профсоюзов, проблем развития социального диалога и фактов дискриминации по признаку профсоюзного движения. Именно такие факты отдаляют страну от западных ценностей.
 
Господин премьер-министр!
Как глава исполнительной власти страны и председатель Трехсторонней комиссии по социальному партнерству вы несете ответственность за создание механизмов, которые не только позволят государственным служащим находить золотую середину в социальных конфликтах через трудовой диалог, но и вовлекут частный сектор в ценности, которым следуют и чего ожидают наши партнеры.
В контексте развития социального диалога нам не нужно использовать международные площадки в Брюсселе или Вашингтоне.
 
Следует подчеркнуть, что причиной частых забастовок и протестов на самом деле являются не профсоюзы, которые сосредоточены на продвижении производства, права работников которого будут защищены. Но это связано с тем, что в стране нет механизмов, обеспечивающих справедливое распределение экономического богатства страны, которое она стремится развивать с привлечением социальных партнеров государства. Такими механизмами являются: минимальная заработная плата, страхование от безработицы, инструменты обеспечения соблюдения действующего законодательства и т.д. Годовая норма прибыли банковского сектора ясно показывает, кто пользуется экономическим богатством, в то время как граждане, которые сами создают это богатство, становятся еще беднее.
Дело в том, что на фоне таких данных невозможно предотвратить такие споры и забастовки, которые, помимо нарушения прав сотрудников и их организаций, наносят ущерб экономике страны и препятствуют установлению социальной справедливости в стране.
 
Мы считаем важным обсудить вышеуказанные вопросы и текущие трудовые споры в формате Трехсторонней комиссии социального партнерства, основной функцией которой является развитие социального партнерства, а также содействие социальному диалогу между работниками, работодателями и Правительством Грузии на всех уровнях.
 
Профсоюзы готовы представить свое видение, которое обеспечит стабильность производства, а работники и работодатели не будут стоять по разные стороны баррикад.