Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (15 мая 2013 года)
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве 15 мая состоялось очередное, пятое в текущем году, заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. Вёл заседание председатель Комиссии, полномочный представитель Республики Беларусь при Экономическом совете СНГ И.В.Петришенко.
В заседании приняли участие полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, а также представители отдельных межгосударственных органов СНГ, заместитель председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ А.А.Дронь, сотрудники аппарата Исполкома СНГ.
От Всеобщей конфедерации профсоюзов в заседании участвовала заместитель генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.
Комиссия внимательно рассмотрела и приняла соответствующие решения по десяти вопросам.
Была заслушана информация «О ходе реализации положений Договора о зоне свободной торговли в части, касающейся соблюдения национального режима, применения таможенных пошлин, отмены количественных ограничений, применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во взаимной торговле государств – участников СНГ»
Договор о зоне торговли был подписан 18 октября 2011 года главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины. Он базируется на принципах и соглашениях ГАТТ и ВТО и направлен на обеспечение свободной торговли между государствами – участниками Договора.
В соответствии с Договором Стороны не должны применять во взаимной торговле таможенные пошлины в отношении экспорта и импорта за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к Договору. В отношении указанных в приложении 1 товаров не должен повышаться уровень ставок таможенных пошлин, определены конкретные сроки отмены импортных пошлин и решено через шесть месяцев после вступления в силу Договора провести переговоры о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин.
Кроме того, во взаимной торговле не должны применяться запреты и количественные ограничения. Запреты и ограничения, действовавшие на момент вступления в силу Договора, должны быть отменены согласно графику; предусмотренному приложением 2 к Договору.
Стороны договорились предоставить друг другу национальный режим в соответствии со Статьей III ГАТТ 1994, означающий, что товарам, ввозимым с территории другой Стороны, должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный аналогичным товарам национального происхождения. При этом данные товары не должны облагаться внутренними налогами и сборами, превышающими налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.
Вместе с тем Сторонам Договора дано право применять специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры в отношении импорта товаров, происходящих с территории другой Стороны. Такие меры могут применяться только в соответствии с нормами и правилами ВТО, соглашениями ВТО по защитным мерам, а также субсидиям и компенсационным мерам.
В настоящее время Договор ратифицирован и вступил в силу для шести государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина).
Кыргызская Республика и Республика Таджикистан завершают процедуру ратификации подписанного Договора. Планируется подписание Протокола о применении Договора о свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан на заседании Совета глав правительств 31 мая 2013 года.
В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года правительствам государств Содружества поручено осуществлять мониторинг реализации Договора, а Исполнительному комитету СНГ обобщать полученную информацию в целях её последующего рассмотрения на заседании Совета глав правительств СНГ.
Анализ полученных от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины материалов показал, что участники Договора в основном выполняют принятые обязательства. Начата и ведётся работа по разработке проектов Соглашения о свободной торговле услугами, Соглашения о транзите трубопроводным транспортом, Протокола о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин.
Особое внимание при подготовке информации было обращено на выполнение положений, касающихся соблюдения национального режима, применения таможенных пошлин, отмены количественных ограничений, применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во взаимной торговле. Отмечено, что участники Договора не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, за исключением изъятий, предусмотренных Договором. В соответствии с достигнутыми договоренностями с 1 января 2013 года Республика Молдова отменила таможенные пошлины при импорте спирта этилового, кожевенного сырья, отходов и лома черных металлов из Украины, а Украина – таможенные пошлины на импорт этилового спирта и семян сахарной свеклы из Республики Молдова. Республика Казахстан отменила ввозные пошлины на импорт пива, вермутов, напитков прочих сброженных, этилового спирта и табачных изделий из Украины.
Стороны в основном выполняли положения Договора в части неприменения запретов и количественных ограничений во взаимной торговле. Применяемые специальные защитные и антидемпинговые меры, а также технические, санитарные и фитосанитарные меры осуществлялись в соответствии с условиями Договора.
Информация была принята к сведению, будет внесена на Экономсовет, а затем на Совет глав правительств.
Также была принята к сведению информация об использовании мировых научных электронных информационных ресурсов для повышения эффективности научной деятельности ученых СНГ, она будет представлена Экономсовету СНГ.
На Экономический совет СНГ будут представлены и обсуждавшиеся на Комиссии предложения об упразднении Межгосударственного валютного комитета и дальнейшем сотрудничестве государств Содружества в области финансовых, валютно-платежных и кредитных отношений.
Комиссия одобрительно отнеслась к информации о ходе выполнения Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ – СНГ»
С учётом готовящегося в ВКП материала по анализу налоговых систем в странах региона особый интерес вызвала информация о практике налогового регулирования инновационной и инвестиционной деятельности в государствах – участниках СНГ, подготовленная на базе представленных странами материалов.
Сегодня всеми государствами Содружества в той или иной мере оказывается поддержка инновационной и инвестиционной деятельности. Варьируя объемы налоговых изъятий, государства влияют на заинтересованность хозяйствующих субъектов в принятии на себя риска предпринимательства, что в большинстве случаев позволяет стимулировать инновационно-инвестиционные процессы и улучшать инвестиционный климат.
Из широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, государства СНГ выбирают положения, отвечающие конкретному этапу развития экономики и намеченным целям. Наиболее последовательно эти подходы осуществляются в Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации.
Наиболее типичные налоговые преференции для поддержки инвестирования и инноваций, это:
освобождение от НДС и налога на прибыль;
отнесение расходов на НИОКР в затраты независимо от результатов разработок;
применение повышающих коэффициентов к нормам амортизации основных средств;
Существует также ряд отдельных льгот для резидентов особых экономических зон и «Парков высоких технологий». Это: пониженная ставка налога на прибыль; освобождение от имущественных налогов; льготы по косвенным налогам. Имеются примеры в регионе по снижению и ставки подоходного налога, отмены налога на недвижимость.
При этом следует отметить, что ни в одной из стран Содружества для стимулирования инвестиций и инноваций не предусмотрена льгота по налогу на прибыль из расчета вновь созданных рабочих мест, как это действует, например, во многих странах ЕС.
Рассмотренные на Комиссии направления налогового стимулирования, естественно, не являются исчерпывающими. Процесс создания новых и совершенствования действующих механизмов стимулирования осуществляется постоянно в зависимости от изменения стратегических целей развития национальной экономики.
Проведенный системный анализ практики налогового регулирования инновационной и инвестиционной деятельности в рамках Содружества, который Комиссия одобрила, позволяет выработать рекомендации по вопросам развития налоговой политики в государствах - участниках СНГ.
На Комиссии были рассмотрены также обзор торговой политики Республики Армения, возможности использования в СНГ элементов нормативно-правовой базы Таможенного союза (прежде всего, речь шла о техрегламентах) и ряд других вопросов.
Очередное заседание Комиссии решено провести 26 июня 2013 года.