Как демографические тенденции формируют нашу рабочую силу – исследование МОТ (июль 2024 года)
Динамика глобальной демографии формирует наш мир сегодня, выделяя несколько ключевых аспектов: переизбыток молодёжи в развивающихся странах по сравнению со стареющим населением в развитых, быстрая урбанизация в некоторых регионах, международная миграция и постоянные проблемы в достижении гендерного равенства.
Понимание этой демографической динамики имеет решающее значение для содействия инклюзивному и устойчивому глобальному росту.
Представляется своевременным напомнить о важности активной политики и инвестиций в подготовку к демографическим изменениям и о том, что политика, учитывающая занятость, имеет значение.
Преобладание молодёжи по сравнению со стареющим населением
Во многих развивающихся странах высока доля лиц моложе 25 лет, что приводит к так называемому молодёжному переизбытку. Лица моложе 25 лет составляют колоссальные 61% населения в странах с низким уровнем дохода по сравнению с 27% в странах с высоким уровнем дохода. Эта демографическая тенденция представляет как возможности, так и проблемы. С одной стороны, большое количество молодёжи может способствовать экономическому росту, если молодые люди хорошо интегрированы в рынок труда. С другой стороны, требуются значительные программы создания рабочих мест, образования и обучения, чтобы избежать высокого уровня NEET среди молодёжи (Not in Education, Employment or Training – Не в сфере образования, занятости или обучения). К сожалению, более четверти молодёжи в возрасте 15–24 лет являются NEET в странах с низким уровнем дохода.
Между тем, во многих развитых странах наблюдается старение населения из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. Пятая часть населения в странах с высоким уровнем дохода старше 65 лет по сравнению с 3% в странах с низким уровнем дохода. Этот демографический сдвиг создает проблемы, связанные со здравоохранением, пенсионными системами и динамикой рабочей силы. В то время как 97,5% лиц старше пенсионного возраста получали пенсию в 2020 году в странах с высоким уровнем дохода, большинство не получали ее в странах с низким и ниже среднего уровнем дохода.
Пожилые люди в развитых странах остаются на рынке труда дольше. Уровень участия в рабочей силе для лиц в возрасте 55–64 лет значительно вырос за последние два десятилетия в 49 из 53 стран с высоким уровнем дохода, по которым имеются данные, с невзвешенным средним ростом на 20 процентных пунктов. Уровень участия также вырос для лиц в возрасте 65 лет и старше, хотя и в меньшей степени, в 41 из этих стран.
Урбанизация
Урбанизация — еще одна важная демографическая тенденция, в которой больше людей живет в городах, чем когда-либо прежде. Этот сдвиг влияет на модели занятости, в частности, на рост услуг и отраслей в городских районах по сравнению с аграрной экономикой в сельских регионах. Урбанизация может создавать новые рабочие места и стимулировать экономическое развитие, но она также требует политики для управления переходом и обеспечения того, чтобы рост городов был инклюзивным и устойчивым.
В 1990-х годах и Африка, и Азиатско-Тихоокеанский регион имели одинаково низкую долю населения, проживающего в городских районах, по сравнению с другими регионами. С тех пор эти регионы претерпели существенную урбанизацию. Это сопровождалось значительным ростом доли занятости вне сельского хозяйства. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдался значительный рост на 25,7 процентных пункта в несельскохозяйственной занятости с 1991 по 2022 год.
На фоне быстрой урбанизации уровень бедности среди работающих снизился в обоих регионах. В Азиатско-Тихоокеанском регионе доля бедных среди работающих снизилась на впечатляющие 48,8 процентных пункта с 1991 по 2023 год. В Африке, несмотря на прогресс (–17,3 пункта), такие проблемы, как политическая нестабильность, конфликты и ограниченная инфраструктура, препятствовали более широкому сокращению бедности. К сожалению, урбанизация в Африке часто сопровождалась распространением городских неформальных поселений (трущоб) и недостаточным доступом к основным услугам.
Даже несмотря на то, что люди все чаще мигрируют из сельской местности в города и отходят от сельского хозяйства, неформальность остается острой проблемой как в Африке, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многие люди, в том числе в городских районах, остаются в неформальной занятости, не имея стабильного дохода и правовой защиты.
Международная миграция
Глобальные миграционные тенденции, обусловленные текущими демографическими тенденциями, контрастными экономическими возможностями, изменением климата и гуманитарными факторами, существенно влияют на динамику населения и рынки труда во всем мире. В 45 из 148 стран, по которым имеются данные, по крайней мере 10% рабочей силы состоят из лиц, родившихся за границей, или иностранных граждан. Международных мигрантов часто привлекают обещания лучших возможностей трудоустройства, безопасности и более высоких стандартов жизни в странах назначения. Следовательно, страны с высоким уровнем дохода принимают более двух третей из 169 миллионов международных трудящихся-мигрантов во всем мире .
Международные мигранты играют важную роль во многих секторах, включая здравоохранение, гостиничный бизнес, строительство и производство. В странах с высоким уровнем дохода международные мигранты часто доминируют в секторах, требующих специализированных навыков или ручного труда. В странах с низким уровнем дохода труд мигрантов особенно важен для сезонного сельскохозяйственного производства и, скорее всего, будет неформальным, отражая условия, с которыми сталкиваются местные рабочие.
Между тем, пандемия COVID-19 ещё больше подчеркнула уязвимость, с которой сталкиваются международные трудящиеся-мигранты по всему миру. Различия в гарантиях занятости, социальной защите и доступе к здравоохранению среди мигрантского населения подчеркнули настоятельную необходимость инклюзивной политики и международного сотрудничества для защиты их прав и благополучия.
Гендерное равенство и планирование семьи
Гендерное равенство и планирование семьи являются центральными темами. Женщины составляют около половины населения мира, но имеют более низкие показатели участия в рабочей силе, чем мужчины. Эти гендерные разрывы в участии значительно увеличиваются, если учесть наличие маленьких детей в семье. Исследования показывают, что обязанности по уходу за детьми непропорционально ложатся на женщин из-за гендерных норм. Неудивительно, что матери маленьких детей значительно сокращают свое участие в рабочей силе по сравнению с женщинами в семьях без маленьких детей. Напротив, показатели участия мужчин показывают гораздо меньшие изменения, когда они становятся отцами. Эти различия способствуют ошеломляющим гендерным разрывам в участии в рабочей силе, которые достигают 38 процентных пунктов для пар с маленькими детьми по сравнению с разрывом в 23 пункта для семей без маленьких детей.
Кроме того, исследования показывают, что «разрыв в оплате труда при материнстве», который относится к неравенству в оплате труда между матерями и не-матерями, довольно значителен в некоторых странах. Материнство часто приводит к штрафу в заработной плате, который может сохраняться на протяжении всей карьеры женщины, в отличие от отцовства, которое неизменно связано с надбавкой к заработной плате. Независимо от семейного положения, гендерный разрыв в оплате труда сохраняется в различных отраслях и профессиях.
Традиционные гендерные роли не только влияют на обязанности по уходу за детьми, но и на выбор карьеры женщин, возможности для руководящих ролей и доступ к образованию и обучению. Например, женщины по-прежнему недостаточно представлены на руководящих должностях в большинстве стран. За последние два десятилетия в мире был достигнут такой незначительный прогресс, что потребуется почти два столетия, прежде чем гендерный паритет будет достигнут на руководящих должностях при нынешних темпах прогресса. Северная Африка особенно сталкивается с пугающими проблемами, где женщины занимают всего 12,6% руководящих должностей, что отражает системные препятствия в арабских государствах и частях Азии. Между тем, молодые женщины в два раза чаще, чем молодые мужчины, не работают, не учатся и не проходят обучение, а их глобальный показатель NEET достигает тревожных 30%.
Для решения этих укоренившихся гендерных различий необходимо демонтировать традиционные гендерные нормы и содействовать инклюзивной политике занятости и рабочим местам. Расширение прав и возможностей женщин, которые составляют половину населения мира, для полноценного участия в рабочей силе может раскрыть больший потенциал для устойчивого экономического роста и социального прогресса.
Заключение
Понимание тенденций в области народонаселения имеет решающее значение для решения глобальных проблем занятости. Изучая, как демографические изменения влияют на рынки труда, мы можем лучше подготовиться к будущему и создать более инклюзивные и устойчивые возможности трудоустройства на нашем пути к социальной справедливости.