ПРОФСОЮЗЫ НА СТРАЖЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
Вопрос о соблюдении трудового законодательства в ходе реализации организационно-штатных мероприятий по формированию нового облика Вооруженных сил РФ, введению новой системы оплаты труда гражданского персонала и дальнейших задачах профсоюзов обсудил Исполком Федерации профсоюзов Вооруженных сил России.
В работе Исполкома приняли участие начальник Управления военно-социальной и психологической работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ полковник А.М. Цыганков, начальник Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ С.Г. Микищенко.
С докладом выступил исполняющий обязанности председателя Федерации профсоюзов А.А. Василенко.
Отмечалось, что по сообщениям, поступившим от членских организаций, в ходе проведения организационно-штатных мероприятий по приданию Вооруженным силам нового облика допускались не единичные факты нарушений трудового законодательства.
При изменении действующего штата (сокращение, изменение наименования и правового статуса организации, реорганизации и т.д.) многие командиры, начальники, руководители пытались уволить всех работников, в том числе и тех, чьи должности не попадали под сокращение, с тем, чтобы в последующем оформить прием на работу только тех, кто их устраивал. Под таким предлогом некоторые из них пытались избавиться не только от нерадивых и недостаточно квалифицированных работников, но и от тех, кто проявлял активность в отстаивании законных прав и интересов всех работников, в том числе от профсоюзных активистов.
Нарушался порядок расторжения трудовых договоров. При переформировании отдельных организаций отмечались случаи ущемления прав и интересов гражданского персонала в связи с закрытием счетов. При изменении штатов организаций, сокращении численности работников, без изменения объема выполняемых задач, происходило увеличение объемов трудовых функций (норм труда), не обусловленных трудовыми договорами.
Введение новых (пересмотр) норм труда производился с нарушением требований ст. 160–162 ТК РФ, без учета мнения выборного профсоюзного органа.
Сокращение должностей ведущих специалистов, особенно в НИИ и учебных заведениях, привело к оттоку высококвалифицированных кадров.
Реорганизация, проводимая методом слияния или присоединения, создание единых кадровых и финансовых органов привела, в случаях большой удаленности друг от друга структурных подразделений, к серьёзным осложнениям во взаимодействии работников с кадровым и финансовым органами.
Практика финансирования бюджетных организаций по принципу фактического укомплектования должностей приводит к применению запрещенного законом принудительного труда, а также к отсутствию экономии фонда оплаты труда и, как следствие, сводит к нулю возможности выплат стимулирующих надбавок.
В целом, переход на новые штаты во взаимосвязи с переходом на новую систему оплаты труда, в связи с понижением категорий, прежде всего научных, инженерно-технических работников, специалистов и рабочих, не принес ожидаемых результатов в улучшении социального положения гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.
С содокладом выступил начальник управления оплаты труда Департамента социальных гарантий МО РФ С.Г.Микищенко. Он сообщил, что Департамент социальных гарантий постоянно отслеживает и принимает меры по устранению допускаемых работодателями нарушений трудового законодательства.
2009 г. был крайне тяжелым в финансовом отношении. Закладывали 40% увеличение заработной платы гражданского персонала, но по ряду причин не получилось. Шёл процесс замены должностей военнослужащих гражданскими лицами. Как правило, офицеры, уволенные с военной службы, оставались на занимаемых должностях. На 1 сентября 2009 г. 35 тыс. военнослужащих были переведены в разряд лиц гражданского персонала, на 1 января 2010 г. их уже было 65 тыс. Еще 10 тыс. планируется перевести в текущем году. Итого – 75 тыс. Причем должностные оклады у многих стали выше, чем раньше. Если в военкоматах военнослужащие в среднем получали по 20 тыс. рублей в месяц, то теперь – 24 тыс. Фонд заработной платы в бюджете запланирован на списочный состав, а не на штатную численность. В связи с проведенными мероприятиями пришлось "перебрасывать" со статьи денежного довольствия военнослужащих на оплату труда гражданского персонала более 5 млрд. руб. Это позволило закрыть зарплату по декабрь включительно, кроме войскового звена. Средств хватило на 70%.
Серьезные проблемы остались и в нынешнем 2010 г. По ряду причин случаются задержки с финансированием. Созданные федеральные бюджетные учреждения, выполняющие функцию финансирования воинских частей в регионах находятся в стадии становления. Не хватает квалифицированных кадров, поэтому новые структуры не успевают выполнять возложенные на них обязанности.
В принятом решении Исполком поручил членам Исполкома, руководителям членских организаций и профорганов активнее принимать меры по недопущению нарушений трудового законодательства при проведении дальнейших мероприятий по совершенствовании организационно-штатной структуры Вооруженных сил, совместно с командованием продолжить работу по анализу практики внедрения новой системы оплаты труда, выявлению и устранению обнаруженных недостатков.
Обобщенные материалы проверок соблюдения на местах требований законодательства о труде в процессе реализации новой системы оплаты труда и проведения оргштатных мероприятий необходимо направлять в Федерацию профсоюзов и в Министерство обороны РФ для принятия соответствующих решений.
Исполняющему обязанности председателя Федерации профсоюзов поручено теснее контактировать с Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ, другими компетентными органами Министерства обороны РФ с целью принятия исчерпывающих мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений.