ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВКП ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ
Комиссия одобрительно отнеслась к деятельности Координационного транспортного совещания государств СНГ. Оно было образовано в 1991 г. в соответствии с межгосударственным Соглашением и является органом межгосударственного регулирования деятельности морского, автомобильного и внутреннего водного транспорта, а также общетранспортных вопросов на территории Содружества во взаимодействии с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ в области транспорта.
Основной задачей КТС является содействие формированию общего транспортного пространства и функционированию указанных видов транспорта во взаимодействии с другими видами транспорта на основе концепций и программ, направленных на совершенствование их организационной структуры, установление согласованной тарифной политики, обеспечение условий транзита грузов, охраны окружающей среды, безопасности перевозок пассажиров и сохранности грузов.
КТС была проведена большая работа по возложенным на него задачам, включая разработку документов, проведение конференций (семинаров), рассмотрение важных вопросов на заседаниях отраслевых советов. Только за 2006-2009гг. было подготовлено и принято на межгосударственном уровне 6 документов, включая Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетенции международных автомобильных перевозчиков государств СНГ (2006г.) и Единые требования к указанному обучению (2008г.), что позволило повысить конкурентоспособность перевозчиков СНГ на мировой арене.
Вопрос будет внесен на Экономсовет СНГ.
С глубокой заинтересованностью был обсужден проект Прогноза производства и потребления энергоресурсов стран Содружества. В целом совокупный энергетический потенциал государств СНГ составляет около 11% мировых запасов нефти, более 41% мировых запасов природного газа и 25% мировых запасов угля. Потенциал энергосбережения составляет, по оценкам экспертов, 420–450 млн. тонн нефтяного эквивалента. При формировании проекта Прогноза были рассмотрены три сценария возможного развития событий и сделаны следующие выводы.
1. В перспективе до 2020г. страны СНГ во всех трех сценариях развития обладают достаточным суммарным энергетическим потенциалом.
2. Выявлена необходимость повышения эффективности использования энергетических ресурсов, улучшения энергосбережения.
3. Стремление высвободить дополнительные ресурсы газа для экспорта (в странах-экспортерах) и снизить нагрузку на бюджет (в странах-импортерах) стимулирует большинство государств Содружества переводить свою электроэнергетику на альтернативные виды топлива и энергоресурсов (уголь, гидроэнергетика, атомная энергетика), а также нетрадиционные и возобновляемые энергоресурсы.
4. В перспективе до 2020г. в регионе увеличивается экспортный потенциал по нефти и газу. В связи с этим возникает проблема создания соответствующей инфраструктуры.
5. Выявлена возможность конкуренции между странами СНГ-экспортерами газа на внешних рынках. Для эффективного экспорта необходимо тесное взаимодействие государств.
6. Во всех сценариях электроэнергетика играет ключевую роль в экономическом и социальном развитии государств. При этом перед всеми странами стоят задачи не только модернизации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, но и значительного увеличения темпов ввода новых мощностей при одновременном росте эффективности их использования.
На основе этих и ряда других выводов предложен выбор наиболее привлекательного сценария развития.
С учетом состоявшегося обсуждения проект Прогноза будет доработан и вынесен на обсуждение Экономсовета СНГ.
Два вопроса, рассмотренные Комиссией, касались формирования общего экономического пространства, свободы перемещения товаров. Были поддержаны ряд изменений в приложение к Правилам определения страны происхождения товаров. Вопросы также будут внесены на Экономсовет СНГ.
Комиссия рассмотрела ход подготовки и проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах Содружества.
Совет глав государств СНГ, принимая во внимание поддержку ООН Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда и ее настоятельный призыв к государствам провести в период с 2005 по 2014 год по меньшей мере одну перепись и распространить ее результаты в качестве важнейшего источника информации для оценки, планирования и развития на районном, национальном, региональном и международном уровнях, в 2006г. принял решение о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах-участниках СНГ. СГГ счел целесообразным провести переписи населения в государствах – участниках Содружества в максимально близкие к 2010 году сроки и на единой методологической основе”.
Во всех странах Содружества Программы переписей составляются с соблюдением принципов ООН, в соответствии с рекомендациями Конференции Европейских статистиков и Евростата, что позволяет обеспечивать сопоставимость итогов по основным социально-демографическим характеристикам между странами Содружества и с другими странами мира, а также с данными предыдущих переписей.
На 1мая 2010 года переписи населения проведены в 84 странах мира, в том числе в четырех государствах Содружества. В 2009 году: в феврале – в Казахстане, в марте – в Кыргызстане (перепись населения и жилищного фонда), в апреле – в Азербайджане, в октябре – в Беларуси. В 2010 году планируется провести перепись населения в России и перепись населения и жилищного фонда в Таджикистане; в 2011 году – в Армении и в Украине; в 2012 году – в Туркменистане. В Молдове и Узбекистане – сроки проведения обсуждаются.
Предварительные краткие итоги переписи населения в четырех государствах СНГ показали, что за полувековой период численность населения увеличилась во всех странах, но наиболее интенсивный и стабильный ее рост на протяжении всех десятилетий наблюдался в Азербайджане и Кыргызстане.
В Беларуси отмечался рост численности только городского населения и значительное сокращение численности сельских жителей, что определило сокращение общей численности населения в последние десятилетия. Естественная убыль сельского населения (превышение числа умерших над числом родившихся) происходит с 1977 года и во многом объясняется более высоким уровнем смертности вследствие преобладания лиц пожилых возрастов.
В Казахстане численность населения за 1999-2009 гг. по сравнению с предыдущим межпереписным периодом (1989-1999 гг.) не сократилась, а наоборот заметно увеличилась. С 2003 года прекратилась миграционная убыль и начался миграционный прирост (превышение числа прибывших в страну на постоянное место жительство над числом выбывших из страны), который одновременно с повышением рождаемости привел к значительному росту численности населения.
Информация была принята к сведению. Комиссия одобрительно отнеслась к основным направлениям деятельности национальных статистических служб и Статкомитета СНГ по выполнению решения Совета глав государств-участников СНГ. Информация направлена в правительства стран Содружества.
Были рассмотрены и другие вопросы.