МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОСКВЕ
3-4 июня в Москве в Академии труда и социальных отношений прошла организованная ФНПР и Академией двухдневная Международная научно-практическая конференция на тему «XX лет ФНПР: профсоюзное образование как фактор развития профсоюзного движения», сообщает Департамент общественных связей ФНПР
В конференции приняли участие профсоюзные лидеры, специалисты и активисты ФНПР, общероссийских профсоюзов и территориальных организаций объединений профсоюзов, представляющих каждую третью организацию Федерации, руководители и ответственные сотрудники профцентров ближнего и дальнего зарубежья, специалисты московского Бюро МОТ и глобальных профсоюзов.
На открытии конференции с приветственным словом и наилучшими пожеланиями плодотворной работы к участникам профсоюзного форума с экрана монитора, установленного в зале заседания, обратился находящийся в служебной командировке председатель ФНПР, вице-президент Международной конфедерации профсоюзов, президент Института профсоюзного движения, Почетный профессор Академии труда и социальных отношений М.В.Шмаков.
С докладом «ФНПР и профсоюзное образование: история, современность, перспективы» выступила заместитель председателя ФНПР, председатель Методического совета ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения, заведующая кафедрой профсоюзного движения АТиСО, доктор экономических наук, профессор Т.Л.Фролова. Она сердечно поздравила собравшихся с приближающейся знаменательной датой – 20-летием образования Федерации независимых профсоюзов России и отметила, что данная научно-практическая конференция открывает комплекс мероприятий, посвященных юбилею крупнейшего общероссийского профобъединения, и весьма символично, что она посвящена обсуждению проблем профсоюзного образования – важнейшего фактора развития профсоюзного движения.
"Нельзя не отметить, - сказала она, - важнейший вклад в формирование идеологии российских профсоюзов и общества в целом, который внесли ведущие учёные и специалисты системы профсоюзного образования ФНПР". В эту систему сегодня входят два высших учебных заведения профсоюзов: Академия труда и социальных отношений с 17 филиалами и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов с 9 филиалами, а также 43 учебно-методических центра профсоюзов и действующие в профсоюзных организациях школы профсоюзного актива.
С учетом их разработок российские профсоюзы инициировали и в конечном итоге отстояли основополагающее право трудящихся на объединение, которое было закреплено в статье 30 Конституции Российской Федерации. По инициативе профсоюзов и при активном участии ФНПР, представителей АТиСО был подготовлен Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», закрепивший за профессиональными организациями трудящихся право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. За двадцать лет деятельности Федерацией с участием профсоюзной науки были предложены сотни законопроектов, регулирующих вопросы социально-экономического и правового положения трудящихся, социальных гарантий, занятости, индексации и повышения заработной платы, пенсий и социальных пособий.
Важнейшим этапом нормотворческой деятельности ФНПР, подчеркнула Т.Л.Фролова, стала работа над Трудовым кодексом. И то, что этот документ в целом направлен на защиту прав работника, стало несомненной заслугой профсоюзов. В кризисный период Трудовой кодекс надежно защищал работников от произвола работодателей, несмотря на попытки пересмотреть права и снизить социальные гарантии трудящихся.
Профсоюзное образование, считает докладчик, пройдя этапы становления и развития, является сегодня действенным фактором формирования у профсоюзных кадров и актива нового мышления, направленного на модернизации профсоюзного движения, приведение целей, структуры и методов профсоюзной деятельности в соответствие с современной политэкономической структурой и уровнем развития гражданского общества. И для того, чтобы успешно выполнять в XXI веке свои образовательные, исследовательские и информационные функции членские организации Федерации должны быть способны эффективно реагировать на изменение потребностей в образовании и профессиональной подготовке, адаптироваться в условиях быстро меняющегося ландшафта профессионального образования, а также осваивать более гибкие формы своей организации и способы функционирования.
В выступлениях лидеров членских организаций ФНПР М.В.Тарасенко, председателя Горно-металлургического профсоюза России, депутата Госдумы ФС РФ, к.э.н.; А.Л.Ветлужских, председателя Федерации профсоюзов Свердловской области; Т.П.Водопьяновой, председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан, к.с.н.; Д.В.Сиротенко, заместителя председателя Белгородского областного объединения организаций профсоюзов; А.Г.Назейкина, председателя Общероссийского профсоюза работников связи РФ, к.э.н. и М.Ю Жилиной, представителя Глобального профсоюза UNI странах Восточной Европы и Центральной Азии, к.п.н. был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с практикой организации системы профсоюзного образования.
В заключении первого пленарного заседания конференции с приветственными видеообращениями к её участникам обратились председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ М.М.Кузьменко и председатель Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности А.В.Ситнов.
Второе пленарное заседание конференции началось с доклада президента АТиСО, д.э.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ Н.Н.Гриценко на тему «Вызовы времени и вектор развития профсоюзного образования». Обращаясь к собравшимся, он сказал, что предыдущий 20-летний опыт ФНПР подтверждает правильность положения, взятого в качестве темы конференции: профсоюзное образование – фактор развития профсоюзного движения. Вот почему ФНПР, начиная с момента своего создания, в центр кадровой политики поставила вопросы развития системы образования, которая призвана в полной мере обеспечить должный уровень профессионализма кадров и актива профсоюзов, способных ориентироваться в быстро изменяющихся условиях социально-экономической жизни, упреждающе реагировать на вызовы времени, перестраивать формы и методы работы и обеспечивать намеченные цели.
Двадцатилетний опыт показывает, что ФНПР, ее членские организации, система профсоюзного образования и науки в основном работали на опережение и принимали действенные меры в ответ на вызовы времени. Накопленный опыт работы профсоюзов, созданная ими современная учебная база, имеющиеся подготовленные кадры, информационное обеспечение, созданные ИПД, кафедра профсоюзного движения, учебно-методические органы управления, воля и поддержка руководящих должностных лиц и органов профсоюзов, системы социального партнерства являются гарантом успешного преодоления новых вызовов профсоюзному образованию.
"Это дает основание сделать вывод, - заявил Президент АТиСО, - что и Академия, и вся система профсоюзного образования располагают возможностями выполнить профзаказ и организовать социально-экономический и правовой всеобуч актива, и членов профсоюза по основам социального государства с тем, чтобы противостоять вызовам времени и защитить конституционные интересы трудящихся жить и трудиться в социальном государстве". "Мы готовы, - заключил он, - вооружить их знаниями, необходимыми для обоснования требований, предъявляемых социальными партнерами при формировании и принятии на всех уровнях договоров и соглашений, и обеспечения социального аудита для их реализации".
В выступлениях ученых – ректоров и руководителей высших учебных и учебно-методических заведений системы профсоюзного образования на Украине, в Китае, Вьетнаме, Волгоградской области и на Северном Кавказе были рассмотрены вопросы стратегического направления профобразования, некоторые аспекты его обеспечения, практики воспитания профсоюзных кадров и другие.
Во второй половине первого дня конференции были организованы работа пяти круглых столов по проблемам совершенствование системы управления профсоюзным образованием и, в рамках третьего пленарного заседания -панельная дискуссия на тему «Стратегия развития профсоюзного образования».
4 июня состоялось четвертое пленарное заседание конференции, на котором прошли презентация современных методов подбора и непрерывного образования кадров, представленная российскими и зарубежными учеными, специалистами и учителями тренерами, и соответствующие мастер-классы.
В заключении своей работы конференция приняла Итоговый документ.