ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗЭС ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
14 мая в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по социальной политике.
В повестке дня значилось 14 вопросов, в том числе: «О развитии социально-гуманитарной сферы в государствах ЕврАзЭС», «О ходе разработки Основ законодательств государств-членов ЕврАзЭС», «О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательных условий социальной защиты и предоставлению услуг незащищенным слоям населения в государствах-членах ЕврАзЭС» (на основе сравнительно-правового анализа), «О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере дистанционного обучения» и др.
Часть из документов была одобрена и направлена на рассмотрение Пленарного заседания МПА ЕврАзЭС, другие направлены на повторную доработку или на экспертные заключения в государства – члены Сообщества.
В соответствии с программой законотворческой деятельности МПА ЕврАзЭС и в целях формирования правового регулирования социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей в государствах – членах Сообщества на заседании был представлен разработанный Российской академией наук типовой проект законодательного акта «О социальной защите трудящихся-мигрантов и членов их семей в государствах – членах ЕврАзЭС».
Как подчеркивается во введении к сравнительно-правовому анализу законодательства Сообщества в области социальной защиты трудящихся-мигрантов, формирование общего рынка труда требует проведения эффективной и четко скоординированной миграционной политики.
Названы наиболее острые проблемы, с которыми приходится сталкиваться трудящимся-мигрантам при осуществлении трудовой деятельности за границей и последующем возвращении к месту проживания. Проявляются в сферах социального страхования и пенсионного обеспечения, так как право на их использование обычно связано с продолжительностью трудовой деятельности, размерами и периодичностью отчислений в соответствующие социальные и пенсионные фонды и правовым статусом иностранного гражданина в государстве его трудоустройства.
Таким образом, перед государствами, направляющих своих граждан на работу за границу, и государствами, использующими труд этих граждан в отраслях экономики, стоит задача в создании для трудящихся-мигрантов благоприятных условий в получении равноценного с гражданами государства трудоустройства доступа к системе социального страхования.
Работа в этом направлении ведётся по всему правовому полю Сообщества, и предлагаемый документ является ещё одной вехой на пути решения важных социальных и правовых проблем.
Можно отметить, что в представленном типовом проекте законодательного акта определены общие принципы и положения правового регулирования социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей в рамках Сообщества. Внутренняя архитектоника текста предполагает наличие единой политики социальной защиты, раскрываемой в структуре изложения, формулирует правовые и организационные основы регулирования социальной защиты, устанавливает гарантии в этой сфере для трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Подготовленный типовой проект законодательного акта был одобрен в основном на предыдущем заседании комиссии и направлен на согласование в профильные комитеты и комиссии парламентов государств – членов ЕврАзЭС, Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Совет по социальной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, наблюдателям и иным заинтересованным участникам. Разработчики, представляя документ, подчеркнули, что полученные замечания и предложения были учтены при доработке проекта.
Отмечая большую и полезную работу разработчиков проекта, все же следует отметить, что в данном варианте законодательного акта появились некоторые новые записи. Так, в Основных понятиях акта, прописанных в статье 1 Главы 1 дано определение «наёмный трудящийся-мигрант», что в принципе и формально не является необходимым, так как в этой же статье определяются понятия «трудящийся-мигрант» и «урегулированный правовой статус трудящегося-мигранта». Суть данного определения в другом. Обратим внимание на его изложение.
«Наёмный трудящийся-мигрант – трудящийся-мигрант, осуществляющий трудовую деятельность по трудовому договору или на условиях заёмного труда».
Вторично понятие заёмного труда всплывает в ст. 12 : «Работодатели, заключившие договоры найма или договоры на использование заёмного труда …»
Поскольку исключение применения заёмного труда в современных социально-экономических и правовых условиях является принципиальной позицией и инициативой профсоюзов, представитель ВКП выступил с обоснованием необходимости исключения упоминаний о заёмном труде из текста типового проекта законодательного акта.
Пять лет прошло с тех пор, как профсоюзы говорили о проявлении на рынках труда СНГ и ЕврАзЭС таких новых форм, как аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, которые получили теперь общепризнанное название «заёмного труда». Сделанный ВКП анализ позволил вскрыть их опасные для труда характеристики, а последовательная борьба профсоюзов стран СНГ привела к тому, что в современных условиях в системе трудовых отношений они практически нейтрализованы.
ВКП удалось и в ЕврАзЭС, и в СНГ исключить из текста законопроектов использование заемного труда, гражданско-правовых договоров в трудовых отношениях. В ЕврАзЭС по нашему настоянию была предусмотрена бесплатность услуг по трудоустройству для безработных, как это предусмотрено Конвенцией МОТ № 181.
Предложение ВКП было поддержано представителем ФНПР и большинством членов Постоянной комиссии. В решении было записано, что с учетом предложений профсоюзов, положения о заемном труде как противоречащие принципиальным положениям основных документов ЕврАзЭС в сфере труда, исключить. Исправленный документ направить в профильные комитеты и комиссии парламентов государств-членов Сообщества и заинтересованные организации для согласования.
Кроме отмеченных вопросов, на заседании были решены ряд технических и организационных моментов, намечена повестка дня и сроки следующего заседания