Актуально

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

среда, 29 августа 2012 г.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России М.В.Шмаков направил Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву письмо в связи с рассмотрением вопроса «О передаче отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Правительством РФ дано поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти подготовить проект федерального закона, предусматривающий передачу федерального полномочия в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, говорится в письме председателя ФНПР, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением федеральных законов Конституцией Российской Федерации прямо и однозначно отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Законодательство о труде включает в себя такие институты трудового права, надзор за соблюдением которых возможен только централизованной федеральной структурой. К числу важнейших из них относятся нормы об оплате труда работников; требования охраны труда (включая требования по проведению аттестации рабочих мест) и др.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность свыше 10 тысяч учреждений федерального подчинения, а также более 400 тысяч хозяйствующих субъектов, непосредственно подчиненных или подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным структурам. Свыше 14,6 млн.человек, работающих в бюджетном секторе экономики. Численность работников федеральных государственных учреждений составляет 4,5 млн.человек, учреждений субъектов Российской Федерации – 3,2 млн.человек и муниципальных учреждений – 6,9 млн.человек.
В отношении данных учреждений эффективно осуществлять надзор и контроль органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не способны в силу неустранимого реального конфликта интересов.

Проводимые федеральной инспекцией труда проверки показывают, что зачастую региональные и местные органы власти и их должностные лица либо сами непосредственно виновны в выявляемых в таких организациях нарушениях федерального законодательства (в частности, по вопросам оплаты труда и охраны труда), либо всячески покрывают такие нарушения и правонарушителей.
Так, задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 июля 2012 г. составила 24 млн.рублей, в том числе задолженность из федерального бюджета составила 14 млн.рублей (увеличение на 1 млн.рублей, или на 10,1%), бюджетов субъектов Российской Федерации – 0,2 млн.рублей (снижение на 0,2 млн.рублей, или на 48,5%), местных бюджетов   - 10 млн.рублей (снижение на 5 млн.рублей, или на 35,0%).

В случае соподчиненности инспекций труда и других органов исполнительной власти возникает реальная угроза возникновения конфликта интересов, недолжного влияния на инспекторов с целью освобождения от ответственности руководителей региональных и муниципальных учреждений и предприятий, что в свою очередь, может крайне негативно повлиять на социальную, экономическую и политическую ситуацию в регионе и способствовать возникновению региональных очагов социальной напряженности.
Аналогичные риски могут возникнуть также при осуществлении надзора за соблюдением порядка расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в отношении множества организаций федерального уровня подчинения (свыше 10 тысяч организаций в целом по Российской Федерации), а также организаций, осуществляющих экстерриториальный принцип деятельности (организации железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного транспорта и т.п.) возможно только централизованной федеральной структурой.

«Федерация независимых профсоюзов России считает недопустимым передачу федерального полномочия в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ и считает необходимым подчинить Роструд и его территориальные органы напрямую Правительству Российской Федерации, переименовав его в Федеральную службу по надзору в сфере труда», – говорится в заключение в письме председателя ФНПР М.В.Шмакова.

По обращению ФНПР Правительство дало поручение заинтересованным министерствам и ведомствам дополнительно проработать поднятый вопрос и по согласованию с профсоюзами внести предложения.