Актуально

ДЕЛЕГАЦИЯ ВКП НА МЕРОПРИЯТИЯХ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

понедельник, 1 декабря 2014 г.

27–28 ноября делегация Всеобщей конфедерации профсоюзов во главе с Генеральным секретарем ВКП В.П.Щербаковым приняла участие в сорок первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в Санкт-Петербурге, которое вела председатель Совета МПА СНГ В.И.Матвиенко.

Открывая заседание, В.И.Матвиенко подвела итоги работы МПА в 2014 г., основным результатом которой явилось принятие 30 модельных документов.

В пленарном заседании приняли участие представители Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Бюро Международной организации по миграции, Международного комитета Красного Креста.

В ходе заседания рассмотрено 22 вопроса, среди которых основным был вопрос «О правовом обеспечении формирования общего туристического пространства СНГ». С докладом по нему выступил председатель Исполкома СНГ С.Н.Лебедев. В ходе обсуждения были подведены основные итоги года, объявленного главами государств – участников СНГ годом развития туризма в Содружестве. Выступающие высказали некоторые новые предложения, которые можно было бы использовать в сфере туристических услуг. Они касались применения международной системы «duty free» – возврата налога на добавленную стоимость, внедрения на пространстве СНГ безвизового режима.

Всего на заседании было рассмотрено и принято 20 модельных законов, касающихся экономического и гуманитарного сотрудничества, а также сферы информационной безопасности, в подготовке ряда которых на стадии экспертной оценки принимали активное участие специалисты ВКП. Это касается модельных законов «О публично-частном партнёрстве»; «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития»; «Об охране репродуктивного здоровья граждан».

27 ноября с участием Генерального секретаря ВКП состоялось заседание Совета МПА СНГ. Было принято Обращение в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., которое будет направлено в парламенты и правительства государств – участников СНГ и международные партнёрские организации.
В этот же день прошло также заключительное заседание бюро МПА Евразийского экономического сообщества, на котором заслушана информация о решении Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 10 октября 2014 г. о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества. В связи с этим был рассмотрен на Бюро также вопрос «О завершении работы Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС».

С учётом запуска с 1 января 2015 г. Евразийского союза дальнейшее осуществление ЕврАзЭС функций в сфере экономической интеграции главами трёх государств – Беларуси, Казахстана и России были признано нецелесообразным. Прекращает своё существование и МПА ЕврАзЭС, поскольку в Договоре «О Евразийском экономическом союзе» от 29 мая 2014 г. не предусмотрено парламентской составляющей.

Также 27 ноября состоялось заседание трёх постоянных комиссий МПА СНГ: по социальной политике и правам человека; по экономике и финансам; по правовым вопросам, в работе которых приняли участие советник генерального секретаря ВКП Е.А.Новожилов и руководитель Юридического департамента ВКП Н.П.Занько.

На заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека было рассмотрено 12 вопросов. По ряду из них, относящихся к компетенции профсоюзных организаций, специалистами ВКП были подготовлены замечания и предложения. В первую очередь это касается проекта Концепции модельного закона «О страховой медицине». ВКП подготовила конструктивные, существенные замечания к проекту, которые были представлены в ходе его обсуждения. В частности, было отмечено, что в вопросах организации и финансирования здравоохранения нужна особая тщательность при выборе общих правовых подходов к вопросам охраны здоровья.

В проекте предложено три возможных варианта реализации систем здравоохранения:
1. Государственную, предполагающую финансирование за счет средств бюджета, по которой работают большинство западных стран с высокоэффективной системой здравоохранения;
2. Страховую, основанную на финансировании здравоохранения посредством страховых взносов и оплаты медицинской помощи через страховые медицинские организации (коммерческие и некоммерческие). В проекте предлагается сделать акцент на эту, как пишут авторы, наиболее перспективную и широко используемую страховую модель, приводя в ее пользу недостаточно убедительные аргументы. Например, обеспечение в этом случае свободной конкуренции между медучреждениями, чего на практике в РФ не наблюдается. Кроме того в системе обязательного медицинского страхования предусматривается оплата медицинской помощи через посредника, основной целью которого являются не обеспечение доступности и качества медпомощи, а получение прибыли.
3. Сочетание государственного, бюджетного и страхового финансирования деятельности системы здравоохранения. Эта система также имеет свои издержки.
В этой связи было отмечено, что роль государства при модели с участием обязательного медицинского страхования должна быть более существенной.
При любой модели за государством должно остаться право регулирования отношений участников систем здравоохранения, методов сбора и порядка оплаты медпомощи, набора медуслуг, порядка получения права медорганизациями на оказание медицинских услуг. Государство, гарантирующее гражданам оказание бесплатной медпомощи не может перекладывать его реализацию на коммерческие организации.
Подвергнут был также критике предложенный в проекте механизм добровольного отхода от обязательного медицинского страхования с правом денежной компенсации через механизм вычета из взносов, который сводит на «нет» все принципы солидарности системы обязательного медицинского страхования.

Замечания ВКП приняты и будут использованы разработчиками проекта. Для его доработки решением Комиссии признана целесообразность создания рабочей группы, в состав которой предложено включить и представителя от профсоюзов.

В ходе обсуждения проекта Модельного закона «О миграции» также был высказан ряд замечаний и предложений. Они касаются, в первую очередь, концептуальных подходов в вопросах регулирования миграции на пространстве Содружества. Поскольку наши страны разделяются на направляющих и принимающих мигрантов, весьма сложно (или скорее невозможно) прописать в модельном законе единообразный, как предлагают авторы проекта, подход к регулированию трудовой миграции. На взгляд профсоюзов, возможны и необходимы согласованные или скоординированные подходы.

В законопроекте во многих разделах неоправданно выпячивается роль частных агентств занятости, в части оказания услуг для работодателей и соискателей вакансий, в то время как основными регуляторами выступают государственные органы, службы занятости.
ВКП высказано категорическое несогласие с той частью проекта, где закладываются нормы, практически позволяющие ЧАЗам при оказании услуг брать плату с безработных трудящихся-мигрантов, что противоречит Конвенции МОТ №181 «О частных агентствах занятости» и модельному закону МПА СНГ «О деятельности частных агентств занятости», принятом в 2010 г.

Кроме того, на указанных Комиссиях пердставителям ВКП удалось ознакомить депутатов с двумя принятыми ВКП документами: информацией о вопросах налогообложения в государствах – участниках СНГ и о позиции профсоюзов в отношении соглашений о свободной торговле услугами (ТИСА), которые вызвали интерес у парламентариев стран Содружества.