Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
пятница, 24 июля 2015 г.
Одним из основных требований принятого Закона РК «О профессиональных союзах» стало обязательное согласование с Федерацией профсоюзов РК (ФПРК) всех законопроектов, касающихся трудовых отношений.
В рамках реализации данного положения в первой декаде июля Министерство здравоохранения и социальной защиты РК направило в адрес ФПРК на рассмотрение новый Трудовой кодекс. В течение двух недель отраслевыми и территориальными профобъединениями проведены рабочие заседания, по итогам которых Федерация профсоюзов направила нижеследующее письмо разработчику законопроекта.
«Федерация профсоюзов Республики Казахстан, рассмотрев проект нового Трудового кодекса, выражает свое мнение по следующим позициям.
В качестве одной из основных причин принятия нового Трудового кодекса в концептуальных подходах указывается сильное принуждение при жестком трудовом законодательстве. Между тем, вполне очевидно, что сегодня работник остается наиболее слабой стороной в трудовых отношениях. Поэтому крайне важно «концептуально» усовершенствовать ключевые для работников разделы Трудового кодекса, такие как:
• заключение и расторжение трудового договора;
• оплата, нормирование труда;
• гарантии и компенсации;
• контроль за исполнением трудового законодательства.
Считаем необходимым подчеркнуть, что принципы и нормы проекта нового Трудового кодекса усиливают позиции работодателя в ущерб правам работника. В связи с этим, можно обоснованно предположить, что принятие Трудового кодекса обусловит рост социального напряжения в трудовых коллективах, и даже в целых отраслях. Предлагаемый подход к реформированию трудовых отношений усилит зависимость наёмного рабочего от воли работодателя. В частности, работодатель будет вправе продлевать и заключать неограниченное количество раз срочные трудовые договоры, сможет уволить работника в период испытательного срока.
Кроме того, введенные недавно поправки в законодательные акты в части защиты прав молодых специалистов, инвалидов не нашли свое отражение в проекте нового Трудового кодекса.
В Трудовой кодекс предлагается введение дополнительного основания на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с достаточно неопределённой формулировкой «по экономическим причинам». Тем самым возрастает риск для работника оказаться безработным по вине работодателя, допустившего ошибки в планировании экономической деятельности предприятия. Имеющиеся в действующем Трудовом кодексе такие основания, как например, сокращение штата или численности работающих, уже по сути являются экономическими причинами.
Вопросы нормирования и оплаты труда являются для работника жизненно важными. Их нельзя ухудшать. Однако в проекте, работодателю разрешено самостоятельно без государственного участия определять нормы труда. Он будет освобожден от того минимума гарантий и компенсаций работникам, который в настоящее время определяется действующим Трудовым кодексом. При упрощении процедуры привлечения работников к сверхурочным работам и увеличении их общей допустимой продолжительности, предлагается снизить размер оплаты этих часов, а также часов работы в праздничные и выходные дни.
Проектом кодекса предлагается схема, при которой государство в условиях роста напряжения в трудовых отношениях уже не будет контролировать организацию оплаты труда. В результате чего, в Казахстане сформируется одна из самых жёстких систем эксплуатации наемного труда. Так, существующие невысокие зарплаты получат тенденцию к снижению, низкие доходы породят низкие уровни спроса и уровня жизни населения.
Особую озабоченность вызывают «инновации», направленные на ограничение прав профессиональных союзов. Например, серьезный ущерб полномочиям и авторитету профсоюзов наносят такие нововведения, как:
• отмена индексации заработной платы посредством заключения соглашений и коллективных договоров с предоставлением исключительного права принятия таких решений самостоятельно работодателем;
• изъятие из системы контроля над соблюдением трудового законодательства общественного контроля;
• замена института общественных инспекторов техническими инспекторами соподчиненными работодателю через производственные советы по безопасности и охране труда.
В настоящее время контроль над состоянием безопасности и охраны труда на производстве осуществляют общественные инспектора по охране труда, наделенные соответствующими правами, полномочиями и обязанностями. В частности, они обязаны защищать права работников на безопасные и нормальные условия труда, контролировать надлежащие исполнение работодателем установленных законодательством норм и правил техники безопасности и охраны труда. В проекте Трудового кодекса отсутствует общественный контроль. Он заменен производственным советом по безопасности и охране труда, в состав которого на паритетной основе будут входить представители работодателя, а также представители работника в лице технического инспектора по охране труда.
Основными причинами конфликтов в сфере безопасности и охраны труда являются отстраненность работников от вопросов совершенствования норм и правил, а также неразвитость общественных институтов, стимулирующих инициативу работников. В новом проекте Трудового кодекса необходимо усилить полномочия и ответственность общественных инспекторов, повысить степень их независимости, защитить от административного нажима работодателя, и в целом упрочить их статус, как авторитетного представителя работников.
В целом, снижение роли профессиональных союзов в осуществлении общественного контроля в сфере безопасности и охраны труда, а также за исполнением работодателями трудового законодательства окажет негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, создаст почву для возникновения очагов социальной напряженности.
В целом, на наш взгляд, заложенные в законопроекте подходы идут вразрез с идеями Главы государства, содержащимися в его программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», а также с нормами целого ряда законодательных актов, в том числе Закона «О социальной защите инвалидов», Закона «О государственной молодежной политике», Закона «О профессиональных союзах» и др.
Если проводимые реформы именуются народными реформами, то они должны приносить пользу не только частному капиталу, но и трудящимся. Необходимо защитить человека труда от социальных рисков, дать ему социальные гарантии в сфере трудовых отношений. Поскольку человек является не только работником, но и носителем духовных ценностей, то он должен иметь возможность развиваться, повышать компетенции и реализовать свой потенциал. В современном цивилизованном мире развитие человека относится к одним из обязанностей работодателей. В свою очередь профсоюзы и государство обязаны гарантировать ему такие возможности.
Любые изменения в трудовом законодательстве не должны ухудшать положение трудящихся, противопоставлять социальных партнеров, порождать социальные противостояния и конфликты.
В новом Трудовом кодексе должны быть заложены все гарантированные Конституцией, международными договорами права и свободы граждан на обеспечение свободы, безопасных условий труда, соответствующего вознаграждения за труд и др.