ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ОБСУДИЛИ ТЕКУЩУЮ СИТУАЦИЮ В ОТРАСЛИ И ОПРЕДЕЛИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОЕЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ
понедельник, 9 ноября 2015 г.
48-е заседание Совета Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей состоялось 4 ноября в Ташкенте, сообщает генеральный секретарь МКПЖ Геннадий Косолапов.
В этот же период 4–5 ноября в Ташкенте проводилось 63 заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, в котором также принимала участие представительная делегация МКПЖ.
Совет по железнодорожному транспорту СНГ, на котором председательствовал президент ОАО «РЖД» О.Белозеров, рассмотрел итоги работы сети железных дорог и пассажирского комплекса в международном сообщении за 9 месяцев 2015 г., итогов переписи грузовых вагонов и контейнеров в 2015 году, тарифной политики железных дорог в международном сообщении на 2016 г., распределения знака «Почетный железнодорожник» в 2015 году и ряд других вопросов.
На Совет МКПЖ были приглашен и участвовал актив профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Узбекистана, профсоюза железнодорожников и отрасли сообщения Латвии. Председательствовал на заседании председатель МКПЖ, председатель Роспрофжела Н.Никифоров.
На заседании была рассмотрена текущая ситуация в деятельности МКПЖ, заслушан опыт работы профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Узбекистана, намечены перспективы расширения взаимодействия МКПЖ с Московским бюро МОТ и Международной федерацией транспортников (МФТ). С сообщениями о социально-экономическом положении трудящихся отрасли и действиях профсоюзов выступили руководители профсоюзов, также были рассмотрен ряд организационных вопросов деятельности МКПЖ
С докладом о текущей ситуации в деятельности МКПЖ выступил генеральный секретарь Конфедерации Г.Косолапов.
Как показывает анализ, большинству членских организаций Конфедерации приходится вести свою работу в условиях экономической нестабильности и спада объемов как грузовых, так и пассажирских перевозок.
По данным Совета по железнодорожному транспорту, за девять месяцев 2015 года в целом по сети погрузка грузов сократилась на 5,1%. Перевозки грузов в международном сообщении уменьшились на 7,2% и составили 15,2% от общих объёмов перевозок. Грузооборот в целом по сети снизился к 2014 году на 1,7%, перевезено пассажиров в международном сообщении 64% к прошлогоднему уровню.
Сеть железных дорог работает в условиях избытка парка вагонов и наличия в общем парке почти 87% приватных вагонов, что отразилось на управляемости парком и производительности грузового вагона.
Наибольший уровень падения объемов перевозок пассажиров произошел на Украине, где он составил 47,1% к уровню 2014 года. Также значительное снижение объёмов перевозок пассажиров в международном сообщении отмечено у железнодорожных администраций Российской Федерации (63,39% к 2014 года), Республики Таджикистан (64,03%), Республики Туркменистан (64,26%).
Членские организации МКПЖ своей основной задачей считают осуществление максимальной защиты социально-экономических интересов работников и их трудовых прав. Прежде всего, речь идёт об обеспечении занятости, сохранении рабочих мест, выполнении заключенных коллективных договоров и соглашений, особенно в части индексации заработной платы.
В целом успешно проходит отчетно-выборная кампания в профсоюзах МКПЖ: в Молдавии 19 марта прошел 5 съезд (избран председателем И.Запорожан), в Беларуси 30 апреля – 8 конференция (вновь избран В.Ринг), в Узбекистане 14 августа – 6 съезд (переизбран К.Сабиров), в Казахстане 15 октября – 8 съезд. В текущем году в декабре в Кыргызстане состоится отчетно-выборная конференция.
Профсоюзное движение железнодорожников в странах региона в 2015 г. отметило свой 110-летний юбилей. Оно пережило сложные периоды своего развития, и сейчас авторитетно, сильно, признано одной из важнейших частей национального рабочего движения. Торжественные мероприятия, посвященные знаменательной дате, были проведены профсоюзами Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины.
Большинством членских организаций были проведены масштабные юбилейные мероприятия, посвященные 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
30 июля 2015 г. в Волгограде финишировал интернациональный велопробег, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 110-летию профсоюза железнодорожников. Его инициатором и организатором стал Роспрофжел. В проведении этой акции также приняли участие Белорусский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей и Казахстанский профсоюз железнодорожников. В мероприятии, прошедшем через Беларусь, Россию и Казахстан и организованном по принципу эстафеты, приняли участие свыше 50 тысяч человек. Стартовав из четырех разных точек, участники преодолели больше 15 тысяч километров.
МКПЖ продолжала взаимодействовать с Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и его Рабочей группой по вопросам кадровой политики и работе с молодёжью Совета по ж.д. транспорту. Представительные делегации МКПЖ приняли участие в 62 и 63 заседаниях Совета в Минске и Ташкенте. По уже устоявшейся традиции, помимо участия в заседаниях, делегации проводят встречи с активом профсоюзов, посещают предприятия.
МКПЖ при участии МОПов авиаработников, работников автотранспорта и дорожного хозяйства, водного транспорта и рыбного хозяйства 3-4 июня была проведена в Москве Первая региональная молодежная конференция профсоюзов транспортников. В конференции приняли участие более 60 участников из 19 профсоюзов и их объединений из 7 стран региона.
С 17 по 19 марта в Лондоне проходили заседания руководящих комитетов секций профсоюзов железнодорожников и работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Международной федерации транспортников (МФТ). Впервые для участия в их работе в качестве наблюдателя была приглашена делегация МКПЖ. По итогам встреч и переговоров с генеральным секретарем МФТ С.Коттоном в рамках заседаний была достигнута договоренность о подписании меморандума о взаимодействии между МФТ и МКПЖ.
В Баку 30 сентября – 2 октября состоялся совместный семинар МКПЖ/МОТ/МФТ, посвященный продвижению в железнодорожной отрасли базовых Конвенций МОТ по созданию профсоюзных организаций и ведении коллективных переговоров в транснациональных компаниях и частных предприятиях. Он прошел при активном участии представительной делегации Международной федерации транспортников во главе с ее генеральным секретарем С.Коттоном и председателем секции железнодорожников О. Ослаксеном, а также группы экспертов Международной Организации труда во главе с главным специалистом по деятельности трудящихся бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии С.Гловацкасом.
Отмечалось, что на железном транспорте стран постсоветского пространства в целом удовлетворительно реализуются Конвенции МОТ №87 и №98. Ведение коллективных переговоров является одной из важнейших видов деятельности профсоюзов. Вместе с тем, в сфере железнодорожного транспорта работает несколько тысяч частных перевозочных и аутсорсинговых компаний, но эта часть транспортного комплекса практически во всех странах является беспрофсоюзной средой
Проведение подобного столь представительного семинара стало возможным благодаря усилиям Роспрофжела по подписанию договора о сотрудничестве между МФТ и МКПЖ, по которому Международная федерация транспортников признала Конфедерацию своим стратегическим региональным партнером.
Проводимый МКПЖ мониторинг показывает противоречивые тенденции в динамике социально-экономической ситуации на железных дорогах стран постсоветского пространства. На это ещё раз было обращено внимание Совета в выступлениях руководителей членских организаций из Азербайджана – зам. председателя профсоюза Л.Мурадова , председателя профсоюза Белоруссии В.Ринга, председателя профсоюза Казахстана О.Ахмебаева, председателя профсоюза Киргизии Р.Мазитова, председателя профсоюза Латвии С.Семенова, председателя Роспрофжела Н.Никифорова, председателя профсоюза Эстонии О.Чубарова.
Отмечалось, что в большинстве железнодорожных администраций наблюдается уменьшение численности работающих, наиболее значительное в Азербайджане, где объявлено о планах сокращения около 4 тыс. чел. при 22 тыс. работающих. Широко применяется трудоустройство за счет внутриотраслевого перемещения. Режим неполного рабочего времени, уменьшение премиальных выплат, предоставление отпусков без сохранения зарплаты применялись во многих странах, что привело к протестным действиям работников в Азербайджане, Армении и Молдове. Вместе с тем по требованию профсоюзов в Казахстане и Кыргызстане были отклонены планы введения неполного рабочего времени с 1 октября с.г. По требованию профсоюзов в Молдове с 15.09.15 отменен режим технического простоя, действовавший более полугода, а на Украине на железных дорогах отменён режим неполного рабочего времени.
Остается острой во всех странах СНГ проблема повышения заработной платы, покупательная способность которой значительно упала из-за инфляционных процессов, поскольку только в Беларуси по законодательству проводится ежемесячная индексация части зарплаты эквивалентной прожиточному минимуму.
По итогам полугодия во всех странах уровень средней заработной платы железнодорожников (СЗЖ) вырос в национальных валютах, но из-за девальвации уменьшился в долларовом эквиваленте. В пересчете в доллары США в среднем за 6 месяцев 2015 года СЗЖ составила на Украине – 190 долл., в Таджикистане и Молдове – 214, Азербайджане – 290, Кыргызстане – 300, в Грузии – 400, Армении – 415, Беларуси – 534, Казахстане – 758, на железных дорогах России – 765, в Латвии – 1145, Литве – 1230 и Эстонии – 1460 долл.
Продолжает нормализоваться ситуация в профсоюзе Грузии, увеличивается его численность за счёт выхода членов из Нового профсоюза железнодорожников. Значительную солидарную поддержку профсоюзу оказали делегации МФТ и МКПЖ коллеги из профсоюзов Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, России, Эстонии, профсоюзов Венгрии и Турции, которые 3-4 октября участвовали в мероприятиях 110-летия профсоюза. Помимо торжественных мероприятий делегации встречались на рабочих местах с коллективами железнодорожников Хашурского ж.д. узла, где прошли импровизированные интернациональные митинги. Важное значение имел приезд в Грузию делегации МФТ (О.Ослаксен и Я.Малиновска), поскольку была реализована ранее достигнутая договоренность о рассмотрении на месте проблем взаимодействия двух профсоюзов железнодорожников, и была показана необоснованность амбициозных претензий Нового профсоюза.
Завершается процесс объединения профсоюзов транспортников Казахстана в единую организацию – Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта, который провел свой съезд 15 октября уже в новом формате, и где были избраны уставные органы объединенного профсоюза.
В Молдове имеется 4-месячная задержка выплаты зарплаты, но по требованию профсоюза новое руководство дороги приняло график погашения задолженности и обязалось выплачивать предусмотренные колдоговором компенсации, а также не выплачивать пособия к отпуску руководящему составу.
С 2014 года в ряде дочерних обществ ОАО «РЖД» стали возникать проблемы, связанные с сокращением персонала, снижением заработной платы, с попытками работодателей снизить гарантии коллективных договоров. Твердая позиция Роспрофжела позволила сохранить в Коллективном договоре ОАО «РЖД» на 2014–2016 годы все льготы и гарантии. В 2013 и 2014 годах во всех видах режима неполного рабочего времени работало 14,9% от среднесписочной численности работников ОАО «РЖД». В 2015 году за шесть месяцев в режиме неполного рабочего времени работало 11,6%.
Проводимые Роспрофжелом всероссийские Игры «Спорт поколений» теперь приняли характер международных. В 2015 г. в г. Сочи финальный этап проводился в седьмой раз и в нём, помимо российских команд, приняли участие команды профсоюзов железнодорожников Беларуси, Грузии, Казахстана и Латвии.
Советом профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины 6 октября большинством голосов было принято решение о создании по опыту Роспрофжела первичной профсоюзной организации будущего ОАО «Украинские железные дороги» для обеспечения возможности подписания коллективного договора с компанией. Процесс акционирования железных дорог страны, который проходил с активным участием профсоюза, завершен 21 октября, когда было объявлено о начале работы ОАО «Украинские железные дороги».
Профсоюз железнодорожников Эстонии активно боролся за сохранение железнодорожного сектора, где из-за вертикального разделения отрасли на ряд независимых и зачастую конкурирующих между собой компаний, резкого уменьшения объемов перевозок, ситуация стала критической. Из-за снижения пассажиропотока прекратила деятельность и провела увольнение персонала оператор международных пассажирских перевозок дороги – частная компания «Gо Rail».
Анализ обстановки в профсоюзах МКПЖ показывает, что в целом она остается стабильной, но вместе с тем положение в профсоюзе Украины в силу известных событий остается сложным.
Среди основных мероприятий в рамках МКПЖ в 2015-2016 г. следует выделить:
- продолжение отчетно-выборной кампании в членских организациях;
- проведение 5 Международного молодёжного форума профсоюзов железнодорожников;
- проведение совместного семинара МКПЖ/МОТ/МФТ в Кыргызстане и субрегионального семинара МКПЖ/МОТ/МФТ для профсоюзов транспортников в Узбекистане
Как отметил в своем выступлении об опыте работы профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Узбекистана председатель Республиканского комитета профсоюза К.Сабиров, экономическая нестабильность и спад объёма как грузовых, так и пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте явились основанием для организации в отрасли системной работы по обеспечению занятости работников, недопущению сокращения их численности.
Данная проблема решается благодаря новым строящимся объектам с участием инвесторов. Это строительство новой электрифицированной 124 км железнодорожной линии Ангрен-Пап с 19-ти километровым тоннелем, электрификацией участков Мараканд-Карши, Самарканд-Бухара, Карши-Термез., что позволило высокоскоростному электропоезду «Афросиаб» преодолевать участок Ташкент-Карши за 3 часа 15 минут, вместо прежних семи часов.
В настоящее время профсоюз насчитывает в своих рядах 88280 членов, среди них 77172 – работников,10087 – студентов и учащихся, 1021 – пенсионеров.
В структуре профсоюза 6 территориальных, 2 объединённых комитета профсоюза, 142 первичных профсоюзных организаций, 789 цеховых организаций и 1109 профсоюзных групп. Главным инструментом социальной защиты в республике является Генеральное соглашение, заключаемое между Кабинетом министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана и товарно-промышленной палатой Республики Узбекистан по социально-экономическим вопросам на определённый период.
Видную роль в защите трудовых прав работников акционерного общества играет отраслевое соглашение и 70 коллективных договоров, к которым причастны 96,3% юридических лиц использующих труд членов профсоюзов.
Нормы отраслевого соглашения обязательны для выполнения во всех структурных подразделениях компании и не ограничивают права сторон в расширении социальных гарантий и льгот при наличии собственных средств.
Для улучшения жилищных условий работников предприятий отрасли налажено строительство нового жилья. За 2012–2014 годы построены 152 квартиры, заканчивается строительство 32 квартирного жилого дома в городе Ташкенте. Первоначальный взнос составляет 30% от стоимости жилья, остальная часть удерживается из заработной платы работников в течение 15 лет.
В настоящее время в системе АО «Узбекистон темир йуллари» действуют 12 больниц и 14 поликлиник. Существует сформированная годами система санаторного оздоровления, и она включает дом отдыха в Ташкентской области – «Ходжикент» на 240 мест, санатории «Назарбек» на 200 мест, «Чимён» на 200 мест и «Омонхона» на 100 мест. Имеются санатории-профилактории «Сихатгох» в городах Ташкент и Кунград на 50 мест каждый. За пять последних лет в них поправили здоровье 13 тыс. человек.
В стране уделяется большое внимание гармоничному развитию подрастающего поколения, воспитанию в духе идей независимости и верности Родине, уважения к общечеловеческим и национальным ценностям.
Детские оздоровительные лагеря «Кибрай», «Бурчи-Мулло», «Янги Авлод», «Дустлик» и «Темирйулчи», находящиеся в ведении предприятий АО «Узбекистон темир йуллари» и Республиканского совета железнодорожников и транспортных строителей Узбекистана, превратились в любимое место отдыха детей.
В течение прошедших пяти лет оздоровлены почти 35 тыс. детей железнодорожников и транспортных строителей, 22% от общего количества путевок выделены бесплатно детям из малообеспеченных семей.
В Республике также проводится масштабная работа по широкому привлечению работающих и молодёжи к постоянным занятиям спортом и оздоровительным мероприятиям.
Молодые люди и подростки – воспитанники команды «Локомотив» за прошедшие пять лет заняли 17 призовых мест на чемпионатах Европы, Азии и мира по боксу, самбо, греко-римской борьбе, «Узбек жанг санъати». В клубах выросли 12 мастеров спорта международной категории, 64 мастера спорта.
Примечателен успех футбольной команды «Локомотив», которая в национальном чемпионате республики в 2014 году заняла второе место и стала обладателем кубка страны, а в 2015 году обладателем суперкубка.
В стране созданы широкие возможности для воспитания гармонично-развитого поколения. Большую работу в этом направлении проводит Центральный дворец культуры железнодорожников. Кроме центрального дворца культуры железнодорожников успешно работают клубы на станциях: Хаваст, Коканд, Андижан, Самарканд, Бухара, Карши и Термез. В канун праздника «Навруз» 2014 года для детей и гостей столицы свои двери открыл чудесный развлекательный парк «Локомотив».
Год 2015 стал годом отчётно-выборной компании. С января по май прошли отчётно-выборные профсоюзные собрания, конференции в низовых организациях, а 14 августа прошёл VI курултай (съезд) отраслевого профсоюза. Решению задач съезда способствует реализация принципов социального партнерства на всех уровнях трёхстороннего сотрудничества, основным инструментом которого является социальный диалог, как с работодателями, так и государственными органами.
При обсуждении на Совете перспектив расширения взаимодействия МКПЖ с Московским бюро МОТ и Международной федерацией транспортников отмечалось, что решениями конгрессов и Советов МКПЖ ставилась задача интеграции нашего отраслевого регионального профдвижения в мировое через взаимодействие с МФТ и её европейской структурой ЕФТ.
МКПЖ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии с целью создания условий для активного продвижения в регионе принципов достойного труда подписали на 45 заседании Совета МКПЖ (2014 г., Сочи) протокол о сотрудничестве. Им, в частности, было намечено ежегодно совместно проводить 1-2 международных семинара для членов МКПЖ и 1-2 национальных семинара по аспектам достойного труда при финансовой поддержке регионального бюро МОТ в Москве, организационном и методическом обеспечении МКПЖ.
В Лондоне 23 апреля 2014 г. на заседании Исполкома МФТ председателем МКПЖ, председателем Роспрофжела Н.А.Никифоровым и генеральным секретарем МФТ С.Коттоном подписано соглашение о сотрудничестве организаций.
В Соглашении стороны выделили как важную особенность профсоюзного движения в регионе наличие традиционного взаимодействия, высокой степени солидарности между профсоюзами, обусловленные исторически сложившимися экономическими и культурными связями, высокой степенью экономической интеграции стран СНГ.
Было подтверждено стремление к развитию сотрудничества МФТ и МКПЖ на принципах открытости к диалогу, координации программ действий в регионе, реализации совместных учебных и информационно-аналитических программ, организации совместных выступлений в защиту интересов членов профсоюзов.
В прошедший период было успешно проведено 2 международных совместных семинара в формате МКПЖ/МОТ/МФТ, а также 3 национальных отраслевых, подготовлен план совместных семинаров на 2016 г.
Вместе с тем при обсуждении вопроса отмечалась, что необходимо в рамках МКПЖ выработать систему участия членских организаций, не являющимися членами МФТ и ЕФТ, в мероприятиях этих организаций: днях действий железнодорожников, кампаниях солидарности, различных специализированных сетях и т.п.
Участниками заседания был высоко оценен уровень проведения заседаний, программа ознакомления с достижениями АО «Узбекские железные дороги» за последние годы, презентация которой состоялась на новом суперсовременном литейно-механическом заводе компании.
Следующее 49 заседание Совета МКПЖ было решено провести в марте 2016 г. в г. Москве.