КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПОЛИТИКА МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ. ОПЫТ АЗИИ И ЕВРОПЫ»
вторник, 21 июня 2016 г.
17 июня Федерация профсоюзов Кыргызстана при поддержке Фонда им. Фридриха Эберта провела круглый стол «Политика минимальной заработной платы в Кыргызстане. Опыт Азии и Европы».
В его работе приняли участие представители Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики, Правительства КР, Министерства труда и социального развития, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства здравоохранения, Национального статистического комитета, Социального фонда КР.
Основной целью проведения круглого стола явилось ознакомление с международным опытом установления минимальной заработной платы, привлечение внимания Жогорку Кенеша КР, Правительства КР, бизнес-сообщества к фактам нарушения конвенций МОТ №131 и №144 в части минимальной заработной платы и трехсторонних консультаций. Необходимо признать, что размер минимальной заработной платы в стране не соответствует прожиточному минимуму трудоспособного человека, тем самым нарушаются трудовые права работников, заявить о необходимости развития социального диалога, коллективных переговоров.
Работа круглого стола проходила по трем секциям: «Выплата минимальной заработной платы: международный опыт», «Механизм и критерии установления минимальной заработной платы в Кыргызстане. Проблемы и перспективы», «Минимальная заработная плата – на уровень прожиточного минимума: позиция работодателей».
В рамках работы этих секций были рассмотрены и обсуждены вопросы размера минимальной заработной платы в Кыргызстане и в некоторых странах, рост минимальной заработной платы как зона ответственности государства в рамках бюджетного процесса, а также Закон КР «О минимальной заработной плате».
Бурное обсуждение вызвали вопросы эффективности реализации Закона КР и минимальная заработная плата в официальной статистике Кыргызстана.
В своем выступлении председатель Федерации профсоюзов Кыргызстана Жанадил Абдрахманов отметил: «Повышение минимального размера оплаты труда и выравнивание его с прожиточным минимумом – одна из составляющих глобальной экономической проблемы, которая больше всего беспокоит профсоюзы. Все мы знаем, что бизнес критикует трудовое законодательство и говорит, что оно мешает развитию экономики, росту производительности труда. Нам представляется, что это большое преувеличение значения трудового законодательства. Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, касается не только минимальных границ оплаты труда, но и оказывает влияние на всю систему заработной платы в стране. На сегодня минимальный размер заработной платы составляет 1060 сомов, а за 1 квартал 2016 года прожиточный минимум был равен 5377 сомам. Разрыв очень большой, почти в 5 раз. И это очень плохо! Во многих странах минимальный размер заработной платы определяется в процентах к средней заработной плате, а у нас ориентируется на прожиточный минимум, и то мы не можем даже достигнуть его».
Заведующая отделом социально-экономической защиты ФПК Светлана Семенова сделала два следующие сообщения: «Выплата минимальной заработной платы: международный опыт» и «Размер минимальной заработной платы в Кыргызстане и в некоторых странах».
В настоящее время в Кыргызстане самый низкий размер минимальной оплаты труда среди стран СНГ. На 1 января 2016 года ее размер составил 13 долл. В то же время размер минимальной зарплаты в Азербайджане составляет 67 долл., в Армении – 114, в Белоруссии – 124, в России и Казахстане – по 67, в Молдове – 51, на Украине – 75 долл.
Во всех странах размер минимальной зарплаты определяется правительствами только после консультаций с социальными партнерами: профсоюзом и работодателями. Нужно, по мнению докладчика, чтобы в КР решение принималось тоже тремя сторонами.
По итогам работы круглого стола была принята соответствующая резолюция, где участники считают, что:
- политика заработной платы должна направляться на достижение благосостояния населения, на поощрение трудящихся к повышению квалификации, инициативы и качества работы;
- необходимо согласование действий правительства, профсоюзов и работодателей на базе использования лучшего опыта с учетом реальной экономической ситуации должно повысить эффективность политики в области оплаты труда;
- минимальная зарплата должна быть полноценной государственной гарантией, создающей условия для достойной жизни работающего человека.
Участники круглого стола призвали социальных партнеров к эффективному взаимодействию с целью создания условий для достойного труда наемных работников, а, следовательно, для экономического роста и социальной стабильности в стране.