Актуально

ПРОФЦЕНТР ГРУЗИИ СЧИТАЕТ, ЧТО НЕОБХОДИМО ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ МИНИМАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ, И ОПЛАТА ТРУДА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ МЕНЬШЕ НЕЕ

среда, 5 октября 2016 г.
Объединение профессиональных союзов Грузии и аппарат омбудсмена рекомендуют правительству внести в закон запись «О минимальной зарплате».
 
В Грузии размер минимальной зарплаты в частном секторе составляет 20 лари, а в государственном секторе 135 лари. К тому же эти зарплаты определены лишь по указу президента, а запись об этом в законе отсутствует. 
Что же касается размера минимальной зарплаты, то и в профсоюзах и в аппарате омбудсмена считают, что при его установлении необходимо учесть рекомендации Трёхсторонней комиссии, и в дальнейшем его следует корректировать в соответствии с протекающими в стране экономическими процессами.
Как известно, понятие минимальной зарплаты существует почти во всех странах мира, и её регулирует закон. Таково положение как в развитых, так и в развивающихся и постсоветских государствах. В Грузии же понятие минимальной зарплаты фигурирует лишь в указе президента, и размер ее очень мизерен.
 
Какова в этом отношении ситуация в стране и что следует предпринять для улучшения положения работников? Объединение профессиональных союзов Грузии совместно с аппаратом омбудсмена при поддержке «Фонда Фридриха Эберта» провело исследование с целью изучения существующего положения с минимальными зарплатами в Грузии, Европе и постсоветских странах.
Заместитель председателя Объединения профессиональных союзов Грузии Гоча Александриа утвержает, что многим работникам ничего не известно о минимальной зарплате в Грузии, поскольку минимальная зарплата законом не установлена и регулируется лишь указом президента, причем размер её очень невелик.
«Отсутствие же нормальной минимальной зарплаты ведёт к тому, что работодатели при назначении зарплат пользуются полной свободой. Пресловутые 20 лари в конечном счете представляют собой «нуль», к нулю же можно добавлять столько, сколько заблагорассудится, и этим широко пользуются работодатели для эксплуатации работников.
Рынку труда государство не предлагает никакого механизма определения минимальной стоимости труда, исходя из гуманитарных, социальных и экономических соображений. Единственное, что делает государство, это устанавливает прожиточный минимум, который ежегодно публикует Национальная служба статистики Грузии, однако, все это является только информацией и больше ничем», – заявил Гоча Александриа и тут же добавил, что на сегодняшний день прожиточный минимум в Грузии составляет 156,6 лари, что намного превышает минимальную зарплату как в частном, так и в государственном секторе.
 
Как показали исследования, число людей, получающих меньшую по сравнению с прожиточным минимумом зарплату, довольно велико. По словам Г. Александриа, зарплату, меньшую прожиточного минимума, получают примерно 140 тысяч работников, что составляет почти 20% всех трудоустроенных. «А это означает, что многие работники в стране являются бедняками или нищими. И хотя не исключено, что лица, получающие столь низкую зарплату, получают прожиточное пособие, факт остается фактом – у нас очень много низкооплачиваемых работников», – утверждает Г.Александриа.
Исходя из вышесказанного, как говорит Г.Александриа, сегодня в Грузии существует, во-первых, социальная несправедливость, во-вторых, негуманный подход и, в-третьих, экономически непросчитанная неверная политика в отношении зарплат со стороны государства.
 
Как стало известно, Объединение профсоюзов и аппарат омбудсмена приняли решение осуществить совместный проект, касающийся минимальной зарплаты, после того, как в начале года в городе Чиатура администрация ООО «Джорджиан манганез» отправила своих сотрудников в четырехмесячный вынужденный, хотя и частично оплачиваемый отпуск. Тогда компания как раз на 4 месяца остановила работу.
«В тот период компания заявляла, что в течение этих четырех месяцев за работниками сохранится 60% их зарплаты, что было одобрено правительством, объявившим это хорошей практикой. Однако, мы обратили внимание на то обстоятельство, что для некоторых работников, зарплата которых составляла, к примеру, 250 лари, эти 60% составили 150 лари, и таким образом, получаемая ими зарплата оказывалась ниже прожиточного минимума. Мы потребовали от компании и правительства обратить внимание на этот вопрос, напомнив о том, что прожиточный минимум одной семьи на тот момент составлял 272 лари, и ни в коем случае, нельзя допустить, чтобы зарплата была ниже этой границы. Вокруг этой темы разгорелись дебаты, и под конец компания согласилась на наше предложение, в результате чего материальное положение примерно 300 работников значительно улучшилось», – заявил Гоча Александриа.
По его же словам, чиатурские события подтолкнули к ещё более углубленному изучению этого вопроса. «Следующим нашим шагом было предложить правительству конкретные рекомендации, которые в дальнейшем должны были перерасти в требования уделять зарплатной политике должное внимание и осуществить реформу политики минимальной зарплаты», – заявляет Гоча Александриа.
 
Что же касается международного опыта, то, по сведениям профсоюзов, почти во всех странах минимальная зарплата превышает прожиточный минимум. В Грузии же, она, напротив, намного меньше. По словам Г.Александриа, причина этого в том, что упомянутому вопросу уделяется недостаточно внимания.
 
Омбудсмен Грузии в своем отчете за 2015 год заострил внимание на размере минимальной зарплаты. Как заявляет заместитель начальника Департамента по защите гражданских, политических. экономических, социальных и культурных прав аппарата омбудсмена Лика Циклаури, этот вопрос назван одной из основных проблем, связанных с недоработкой в трудовом законодательстве.
 
Как профсоюзы, так и аппарат омбудсмена считают, что вопрос о минимальной зарплате должен регулироваться законодательством, а не подзаконными актами. Если в Грузии размер минимальной зарплаты будет определяться законом, то обязательно должен осуществляться контроль над его соблюдением. По словам Л.Циклаури, для этого должен существовать эффективный механизм инспектирования.
«Однако у нас существует ещё одна проблема – в стране отсутствует ведомство, ответственное за контроль над соблюдением требований трудового законодательства. Во многих же странах мира в случае выплаты работодателем работнику зарплаты, размер которой ниже минимальной зарплаты, предусмотрены различные санкции. У нас же отсутствует механизм контроля, если нарушение требований трудового законодательства, в том числе и нарушение правил безопасности труда, не повлекло за собой причинения ущерба здоровью работника или фатального исхода», – говорит Л.Циклаури.
 
По заявлению же Гочи Александриа, сегодня в Грузии инспекция труда реально не существует, а если и существует, то лишь на бумаге. По его словам, во всех цивилизованных странах инспекция труда осуществляет контроль как над соблюдением правил безопасности труда, так и соблюдением фундаментальных трудовых прав, в том числе выплаты минимальной зарплаты, то есть проверяет, выплачивается ли работнику зарплата, размер которой не меньше установленной государством законной минимальной зарплаты.
«У нас же обходят молчанием не только проверку, но и сам вопрос установления размера минимальной зарплаты, однако все же придется вплотную заняться этими вопросами», – отметил Г.Александриа.
 
Попутно Гоча Александриа коснулся истории создания Инспекции труда. Он говорит, что это ведомство было создано в процессе либерализации визового режима: «В то время очень следили за тем, чтобы работник не оказался жертвой трефикинга или принудительного труда. В связи с этим Инспекции труда было дано право выявлять на предприятиях или в организациях возможные случаи трефикинга, принудительного труда и трудовой эксплуатации».
Что такое трудовая эксплуатация, так никто и не понял, конкретное толкование этого понятия нигде не фигурирует. «По нашему мнению, трудовая эксплуатация возникает тогда, когда человека заставляют работать за плату, которая ниже установленной законом минимальной зарплаты. Правительство всячески избегает урегулирования упомянутого вопроса. Если законом будет установлен конкретный размер минимальной зарплаты, то Инспекции труда придется выявлять факты эксплуатации и соответственно реагировать на жалобы работников» – отметил Г.Александриа.
 
Вот почему в профсоюзах и аппарате омбудсмена считают, что размер минимальной зарплаты должен быть установлен законом. Оплата труда не должна быть меньше минимальной зарплаты и в то же время в законе должны быть прописаны ведомство, ответственное за расчет и пересмотр минимальной зарплаты, и соответствующие процедуры.
«Может быть записано, что предположительный размер минимальной зарплаты будет определять Трёхсторонняя комиссия социального партнёрства и передавать его затем в виде рекомендации премьер-министру. Однако и в этом случае в законе должно быть прописано, что размер минимальной зарплаты премьер-министр устанавливает на основе суждения, вынесенного Трёхсторонней комиссией, а не единолично», – подчеркнул в заключение Г.Александриа.