ГРУЗИЯ: ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННОГО ПЕРЕСМОТРА ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
пятница, 28 октября 2016 г.
Объединение профессиональных союзов Грузии и ряд неправительственных организаций выпустили совместное Заявление об искоренении случаев гибели работников на рабочих местах. Даем его текст в переводе сайта ОПСГ www.gtuc.ge.
В последние дни общественности стал известен очередной факт гибели на рабочих местах трех работников, занятых в различных сферах производства, в частности, на строительстве и на угледобывающем предприятии. Помимо того, что по факту гибели каждого работника необходимо провести самое тщательное расследование, на повестке дня должен быть со всей остротой поставлен вопрос о необходимости немедленного пересмотра политики в области безопасности труда.
Вызывает тревогу также общий показатель количества погибших и пострадавших на рабочих местах в результате несчастных случаев на производстве. Этот показатель указывает на систематическое нарушение прав работников и неэффективность проводимой государством политики в сфере трудовых отношений. По официальным данным министерства внутренних дел, в 2011-2015 годах в результате несчастных случаев на производстве погибло 212 работников и пострадало 691.
Приведенная статистика является одним из индикаторов нарушения трудовых прав работников, хотя и не единственным. О масштабах и практике ущемления трудовых прав трудящихся свидетельствуют также растущее число протестов и забастовок работников и выдвигаемые ими главные требования создать для них базисные, безопасные для жизни и здоровья и достойные условия труда.
У омбудсмена Грузии давно уже вызывает тревогу высокий показатель числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. В своем чрезвычайном заявлении он говорит о необходимости повышения эффективности механизма инспектирования труда, а также указывает на неэффективность расследования несчастных случаев на производстве.
Изменение политики в сфере труда, в том числе создание эффективного механизма инспектирования труда по сей день остается главным требованием и рекомендацией многих международных и местных организаций, а также Объединения профессиональных союзов. Гарантирование достойных условий труда и создание эффективной системы инспекции труда является одним из обязательств, взятых на себя Грузией при заключении Соглашения об ассоциировании с Евросоюзом.
Введенная в действие с 2006 года трудовая политика, выразившаяся в разработке трудового законодательства, в котором отсутствовали минимальные стандарты защиты трудовых прав работников, и в упразднении механизма защиты трудовых прав – инспекции труда, оказала пагубное влияние на правовое положение работников. В ответ на острый вызов, связанный с защитой трудовых прав работников, с 2013 года был проведен ряд реформ. В частности, в Трудовой кодекс было внесено немало поправок, благодаря которым в законодательстве появились минимальные стандарты защиты трудовых прав работников и были созданы отдельные механизмы, в том числе Департамент инспектирования условий труда.
Однако, к сожалению, вследствие недоработанности, недостаточности реформ и лимитированности мандатов созданного механизма, большая часть внесенных в законодательство поправок оказалась неэффективной для борьбы с существующими вызовами и не способствовала улучшению правового положения работников. Упомянутая проблема становится особенно острой для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, которым вновь с риском для жизни и здоровья приходится выполнять свою каждодневную работу.
В реальности, несмотря на существующие острые вызовы и международные обязательства перед Евросоюзом, существующий сегодня механизм инспектирования труда представляет собой слабый орган, который не в состоянии выполнять свою главную функцию – проведение политики предупреждения несчастных случчаев и обеспечение эффективного реагирования на выявленные нарушения. К тому же, Грузия по сей день не признает 3-ей статьи Европейской социальной хартии и те конвенции Международной организации труда (ILO), которые касаются вопросов безопасности труда, что также свидетельствует об отсутствии у властей политической воли и готовности к созданию эффективного и действенного механизма защиты трудовых прав.
Мы, подписавшиеся организации, призываем
правоохранительные органы:
- обеспечить скорое, эффективное расследование несчастных случаев со смертельным исходом на рабочих местах, в процессе производства и без промедления проинформировать общественность о ходе расследования и его результатах.
Парламент Грузии и Правительство Грузии:
- с целью предотвращения нарушения трудовых прав и обеспечения соответствующего реагирования на нихнемедленно создать эффективный механизм инспектирования труда, который с учётом могущих возникнуть перед ним препятствий, был бы наделён полномочиями на беспрепятственный доступ к рабочим местам, имел бы мандат, дающий право проверять полный спектр трудовых прав, имел бы в своем распоряжении эффективные исполнительные механизмы прдотвращения нарушений трудовых прав и их искоренения и соответствующие финансовые и административные ресурсы;
- ратифицировать в Грузии конвенции Международной организации труда (ILO) № 81, №129, №155, №176 и 3-ю статью Европейской социальной хартии.
Подписавшиеся организации:
Центр изучения и мониторинга прав человека (EMC);
42-ая статья конституции;
Ассоциация молодых юристов Грузии (GYLA);
Международная прозрачность – Грузия;
Объединение профессиональных союзов Грузии-GTUC.