Актуально

ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МПА СНГ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

понедельник, 20 ноября 2017 г.
16 ноября заместитель генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина, секретарь ФНПР, представитель ФНПР по Северо-Западному федеральному округу РФ Мария Гринник   приняли участие в заседании Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ по социальной политике и правам человека, которое прошло в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце.
 
На заседании присутствовали парламентарии – члены Комиссии и их полномочные представители от Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, а также приглашенные эксперты.
 
Открыл заседание и выступил с приветствием временно исполняющий обязанности Генерального секретаря Совета МПА СНГ Сергей Антуфьев.
Был рассмотрен организационный вопрос. Председателем комиссии на очередной срок был единогласно избран председатель Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по региональным вопросам Ариф Рагимзаде, заместителем председателя стал член Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по здравоохранению и социальным вопросам Никол Пашинян.
 
Комиссия рассмотрела 12 вопросов. Была принята к сведению информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, информация о ходе подготовки Обзора законодательства в сфере ВИЧ/СПИДа и миграции в государствах Содружества, информация Межгосстаткомитета СНГ «Индикаторы уровня жизни семей в СНГ».
 
По последнему вопросу было отмечено, что Советом Глав Государств в сентябре 2016 года было принято решение объявить 2017 год Годом семьи. Межгосударственный статкомитет СНГ в связи с этим выпустил электронную брошюру «Семья в странах Содружества Независимых Государств», в которой отразил демографические характеристики, показатели благосостояния (доходы семей, индикаторы бедности, охрана здоровья, жилищные условия, использование бюджета времени) и др.
 
Комиссия внимательно обсудила представленный на её рассмотрение проект Концепции модельного Трудового кодекса. По документу была высказана позиция профсоюзов, которая заключалась в следующем.
Перспективным планом модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2016–2020 годы предусмотрена разработка модельного Трудового кодекса для государств – участников СНГ. При этом подразумевалось, что Концепция модельного Трудового кодекса была уже принята на шестнадцатом пленарном заседании МПА СНГ (постановление №16-7 от 9 декабря 2000 года). В связи с этим была высказано предложение о целесообразным дополнительного обсуждения вопроса о необходимости разработки нового варианта Концепции. Тем более что за время, прошедшее после её принятия, в независимых государствах региона проходила работа по совершенствованию (реформированию) трудового законодательства в соответствии с принятой Концепцией. Например, в Республике Казахстан новый Трудовой кодекс был принят в 2015 году, в Республике Таджикистан – в 2016 году.
В этих условиях менять концептуальные подходы разработки трудовых кодексов в настоящее время, по мнению ВКП, нецелесообразно. Тем более, что в предложенной новой редакции ряд положений нуждается в доработке.
Так, при введении в модельный Трудовой кодекс понятийного аппарата отпадает необходимость дублирования этих понятий практически по всем институтам трудового права (трудовой договор; коллективный договор и соглашение; рабочее время и время отдыха; оплата и нормирование труда; материальная ответственность; дисциплинарная ответственность; трудовые споры и др.).
Не предусмотрена ответственность обеих сторон трудового договора за причиненный ущерб. Только работник несёт за это ответственность, а ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника, не отражена, что противоречит действующему трудовому законодательству стран Содружества, при этом следует отметить увеличение количества нарушений в данной сфере.
Не отражены также вопросы суммированного учета рабочего времени, ежедневных (междусменных) перерывов, реализации права на отпуск при увольнении, что особенно важно в условиях гибких форм труда. Не прописаны особенности правового регулирования труда сезонных и временных работников.
Заключительные положения Концепции нарушают процедуру реализации модельных законов, принятую в МПА СНГ.
Эти и многие другие замечания, а также несовершенство редакционного изложения, на взгляд ВКП, свидетельствует о необходимости использовать уже принятую МПА СНГ Концепцию модельного Трудового кодекса и дает все основания приступить к разработке непосредственно модельного Трудового кодекса.
В основном Концепция была одобрена. Принято решение рассмотреть доработанный (с учетом ранее принятой Концепции) проект Концепции модельного Трудового кодекса на очередном заседании Комиссии с учетом замечаний, представленных к проекту Концепции на заседании Комиссии.
 
Был одобрен в основном также и проект концепции Рекомендаций по пенсионному обеспечению граждан государств — участников СНГ.
 
Комиссия рассмотрела проект структуры модельного Миграционного кодекса для государств — участников СНГ. ВКП представила по нему следующие замечания. По нашему мнению, необходимо сначала обсудить Концепцию модельного Миграционного кодекса и лишь после согласования позиций по ней рассматривать его структуру.
Это связано с тем, что предложенный авторами проекта документа перечень национальных нормативно-правовых актов, межгосударственных соглашений и модельных (типовых) рекомендаций и законов, которые необходимо использовать при разработке Кодекса и включить в него, на наш взгляд, не могут быть объединены, а тем более унифицированы в едином для всех независимых государств Содружества модельном документе, поскольку политика этих государств по большинству вопросов в области миграции разная, что и зафиксировано в национальных законодательствах. В ряде случаев, особенно в сфере трудовой миграции, оно несопоставимо.
К тому же включать в модельный Кодекс сложнейшие вопросы, кото-рые могут быть решены только посредством двух или многосторонних межгосударственных соглашений, представляется весьма проблематичным (например, пенсионное обеспечение, унифицированное медицинское и социальное страхование, возмещение ущерба и т.п.).
Следует также иметь в виду, что МПА СНГ уже принят Рекомендательный глоссарий терминов и понятий в сфере регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ, и в связи с этим нет необходимости определяться с источниками основных понятий.
В представленном проекте модельного Кодекса имеются многочисленные погрешности. Так, к трансграничному перемещению отнесена внутренняя миграция, в разделе «Основные права и обязанности мигрантов» перечисляются не права мигрантов, а права граждан государств на выезд за границу, применяются неправовые понятия, например, в общих положениях вводится понятие «назначение закона». В одном ряду идут такие категории, как «унифицированные» и «согласованные», хотя их смысл абсолютно не равнозначен.
Эти и многие другие недоработки представленного проекта модельного документа свидетельствуют о необходимости разработки и серьезного обсуждения Концепции Миграционного модельного кодекса (с учетом различных подходов в миграционной политике принимающих и направляющих мигрантов стран СНГ). Без этого рассматривать проект структуры модельного Миграционного кодекса представляется невозможным.
Проект структуры модельного Миграционного кодекса с учётом заме-чаний, представленных на заседании комиссии, будет направлен в профильные комитеты и комиссии парламентов государств Содружества и после получения предложений от парламентов общая часть модельного Миграционного кодекса будет рассмотрена на заседании  Комиссии.