Актуально

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КВАЛИФИКАЦИЙ ОБСУДИЛИ НА КОНФЕРЕНЦИИ В МОСКВЕ

понедельник, 11 декабря 2017 г.
7 декабря в Москве состоялась конференция «Международный и российский опыт развития систем квалификаций», организованная Национальным агентством развития квалификаций Российской Федерации.
 
В конференции приняли участие представители органов государственной власти, бизнеса, профсоюзов, объединений работодателей, системы образования, а также зарубежные эксперты. В её работе принял участие руководитель департамента ВКП Валентин Карасёв.
 
Открывая конференцию, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович подчеркнул, что в ее формате рассматривается зарубежный опыт и опыт российских регионов. 
 
«При создании системы квалификаций в России мы изначально опирались на международную практику, активно взаимодействовали с Международной организацией труда, – сказала Марина Маслова, директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России. – Сложившая в стране система основана на трёхстороннем сотрудничестве правительственных структур, объединений работодателей и профсоюзов, и это соответствует мировому опыту. Однако за прошедшие пять лет у нас сложилось свое видение этой проблематики, свои механизмы и даже свои традиции». 
 
С 1 января 2017 года в силу вступил Федеральный закон №238-ФЗ от 03/07/2016 г. «О независимой оценке квалификации», который наделяет функциями оператора системы Национальное агентство развития квалификаций (НАРК). То есть, НАРК теперь осуществляет поддержку деятельности НСПК, Советов по профессиональным квалификациям и Центров оценки квалификаций, ведёт реестр выданных сертификатов о квалификации и прочее. Было подчеркнуто, что в настоящее время в стране уже разработано более 1000 профстандартов, создано около 50 центров оценки квалификаций.
 
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Сергей Пилипенко рассказал об актуализации образовательных стандартов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Для этого сформирована нормативная и методическая база. Вместе с советами по профессиональным квалификациям и представителями ведущих работодателей удалось наладить эффективное взаимодействие между ними, федеральными учебно-методическими объединениями и министерством. И если стандарты высшего образования приводились в соответствие с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» в течение трех лет, то на их приведение в соответствии с профессиональными стандартами потребовался всего год (не на каждый ФГОС, а на всю их совокупность). Также к настоящему времени создана система экспертных сообществ, около 3 тысяч экспертов, создано 28 советов по профессиональным квалификациям, реализован механизм сопряжения ФГОС с советами по профессиональной квалификации. Разработана обеспечивающая документация. В том числе типовые положения, практические рекомендации, макеты ФГОСов. По теме образовательных стандартов проведено более 200 организационных мероприятий. Зарегистрировано 80 образовательных стандартов, которые связаны более, чем с 60 профессиональными стандартами.
Таким образом основными методами работы в исследуемой сфере стали: создание экспертного сообщества, сопряжение ФГОСов о ПС, разработка регламентов механизмов в соответствии требованиями компетенций и уровней образования. Основными задачами является: разработка программ профессионального образования и настройка системы соответствия образовательных и профессиональных стандартов.
 
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета по профессиональным квалификациям финансового рынка Александр Мурычев в своем выступлении отметил, что главное сейчас в НСК – это сопряжение рынков труда и образования. В этой связи, в рамках РСПП по вызовам финансовых рынков разработан 31 профстандарт. Описано 58 квалификаций. Разработано 16 образовательных программ. Подготовлено свыше 700 экспертов. Создан экзаменационный центр. Разработана концепция мониторинга рынков труда. Налажено сотрудничество с Евразийской экономической комиссией. 
 
«Мы с уважением наблюдаем за масштабными процессами в сфере развития квалификаций, которые происходят в России, – подчеркнула Ольга Кулаева, директор Бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – Внесены изменения в закон «Об образовании», в Трудовой кодекс, утверждено огромное количество профессиональных стандартов. Мы поддерживаем работу, которую вы ведете, и надеемся обогатить вашими достижениями другие страны».
 
Участники конференции рассказали об опыте зарубежных стран по созданию систем квалификации. Так, Владимир Гаськов, эксперт Международной организации труда, подчеркнул, что квалификация является основой профессиональной идентификации работника на рынке квалифицированного труда. Например, в Австралии доля сертифицированного населения трудоспособного возраста (от 20 до 65 лет) считается главным показателем стратегического планирования качества национальной рабочей силы, и в этой стране к 2020 году планируется сократить количество работников, не обладающих формальными квалификациями. 
 
В странах Евросоюза, доступ к примерно 20% рабочих мест требует сертификации, аккредитации или лицензирования работника. В Великобритании этот показатель почти 30%. Кроме того, страховые компании вправе отказать в выплате страховки, если работы были выполнены несертифицированным персоналом. При этом было отмечено, что в странах ЕС непрерывно повышают свой образовательный уровень только10% занятых. Для сравнения, доля сертифицированных специалистов в РФ около 5%.
 
Было отмечено, что квалификации, начиная с диплома техника, редко базируются на профстандартах; квалификации профессионалов (врач, инженер) не основываются на профстандартах. Чем выше доля интеллектуального труда в работе, тем труднее разработать профстандарт.
 
Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп рассказал о системе оценки квалификаций в Германии, которая организована торгово-промышленными палатами. В год 35 тыс. экзаменационных комиссий проводят более 700 тыс. профессиональных экзаменов, в которых участвуют почти 200 тыс. экзаменаторов. Разрабатывается 50 тыс. оценочных средств в год по 270 компетенциям. 
 
Андрей Быков, директор по развитию Российско-сингапурского делового совета, рассказал об интересных находках из опыта разных стран по оценке квалификаций. Например, в Германии за подготовку материалов для демонстрационных экзаменов, которые проводятся торгово-промышленными палатами, профсоюзами и другими организациями, отвечает единый методический центр. В Финляндии рекомендации работодателей по изменению образовательных программ государство учитывает очень быстро – в течение года. В Сингапуре независимая оценка выпускников проводится силами университетов (их там всего четыре) или Института технического обучения (аналог наших техникумов), а вообще там может подтвердить квалификацию любой человек.
 
Вторая часть конференции была посвящена опыту регионов по созданию Национальной системы квалификаций: что было сделано на местах за последние два года, в чем заключалась роль в этой работе региональных властей, образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям и других стейкхолдеров.
 
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов напомнил, что взаимодействие с партнерами в регионах было организовано в соответствии с моделью, утвержденной Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Сначала в этой работе были задействованы 11 регионов, затем к ним присоединились еще 12. Региональные методические центры по развитию Национальной системы квалификаций создавались на базе объединений работодателей, образовательных организаций, региональных агентств развития квалификаций.
 
Представители регионов подробно рассказали участникам конференции о своем опыте. Например, представитель Первоуральского трубного завода рассказала, что при предприятии создан учебный центр (700 млн. руб.) для подготовки кадров. Подготовка очень тесно связана с производством. Теория в обучении составляет 40%, а практика 60%. Возрождено наставничество.
 
В рамках конференции также были вручены призы победителям конкурса «Лучшие практики подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров».
 
Как отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, на конкурс были представлены проекты, основанные на взаимодействии предприятий и образовательных организаций. Это действительно лучшие практики, потому что у них есть реальные результаты, их высоко оценили эксперты из внешней среды, - сказал он. Эти практики могут быть внедрены в других организациях, в системе образования, на производстве, и мы будем этому способствовать.