Актуально

КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ

вторник, 12 декабря 2017 г.
В столице Республики Казахстан Астане 6 декабря состоялся V конгресс Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ). На конгресс прибыли 32 делегата и более 60 наблюдателей и гостей от членских организаций Конфедерации, которые объединяют около 2,5 млн трудящихся.
 
Конгресс проводился в Астане по приглашению Казахстанского отраслевого профессионального союза работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта. 
Открыл Конгресс председатель МКПЖ, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров. С приветствиями к Конгрессу обратились генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов Владимир Щербаков, заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Гульнара Жумагельдиева, вице-президент по персоналу АО «Национальная компания «Казакстан темир жолы» Нуржан Жапаркул.
 
Конгресс заслушал отчёт Совета Международной конфедерации профессиональных союзов железнодорожников и транспортных строителей по реализации решений предыдущего IV конгресса, с которым выступил генеральный секретарь МКПЖ Геннадий Косолапов.
Он отметил, что Конгресс проходит в год 25-летия Конфедерации. Регионом деятельности Конфедерации являются страны постсоветского пространства, занимающие огромную территорию Евроазиатского континента с исторически сложившимися экономическими и культурными связями, высокой степенью экономической и транспортной интеграции, важной ролью русского языка в межгосударственном общении, большой железнодорожной инфраструктурой.
Пять лет, прошедшие с прошлого Конгресса, вместили в себя экономическую и политическую нестабильность, финансово-экономический кризис и начало восстановления экономик стран и отраслей.
Спад объёмов перевозок в 2013–2016 годах приводил к сокращению рабочей недели, уменьшению премиальных выплат, предоставлению отпусков без сохранения зарплаты. Противодействие профсоюзов снизило масштабы этих мер на всей сети. 
Анализ нынешней обстановки в профсоюзах МКПЖ говорит в целом о ее стабильности. Исключение составил Союз профсоюзов работников железной дороги и связи Армении, где халатность при объединении организаций железнодорожников и связи привела к его распаду. В Белоруссии и Казахстане успешно прошли объединения транспортных профсоюзов страны в единые организации.
Отмечалось противостояние профсоюзов и железнодорожных администраций в Грузии и Молдавии. 
В Литве Федерация борется за сохранение социального пакета при начатом реформировании отрасли по директивам Евросоюза. Колдоговор должен также ослабить негативное влияние принятого либерального Трудового кодекса на защищенность работников. 
В этом году отмечено 25-летие Отраслевого тарифного соглашения, профсоюза России, которое наполнило новым содержанием социальное партнёрство на железнодорожном транспорте постсоветского пространства. Сейчас Роспрофжелом заключается четыре отраслевых соглашения и более 600 коллективных договоров. Новый договор с РЖД сохранил все гарантии. 
Профсоюз Украины активно участвовал в подготовке акционирования отрасли, добившись введения в уставный капитал ПАО «УЗ» объектов отраслевого здравоохранения. Однако при успешном завершении отчетно-выборной компании не преодолен раскол в профсоюзной организации на Львовской железной дороге.
В состав профсоюза Эстонии вошёл Независимый профсоюз работников автотранспорта Таллина.
 
Объединение профсоюзов, как отметил Геннадий Косолапов, – это новая реальность, в которой нам придется работать. У железнодорожников за 25 лет почти на 37% снизилась общая численность. Более чем в 4–10 раз упала численность у других транспортных профсоюзов из-за приватизации и дробления предприятий, возник дефицит профкадров на локальном и территориальном уровнях. Профсоюзы железнодорожников в силу их высокой численности, устойчивого финансового положения, наличия квалифицированных кадров и традиционной сплоченности во многом самодостаточны. И как показывает опыт казахстанских коллег, их потенциал и качество кадров после объединения позволили начать создание новых организаций как в автотранспортных предприятиях, так и у лётного состава.
 
Стратегическим курсом профсоюзов выбран конструктивный социальный диалог с работодателями. Новые коллективные договоры и соглашения, были подписаны профсоюзами на хороших условиях. В большинстве стран они распространяется на всех работников, но в Казахстане, Кыргызстане, Литве и Молдове теперь только на членов профсоюзов. 
Профсоюзы высоко оценивают сотрудничество с Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. В 2016 году МКПЖ обратилась к Совету принять меры по сохранению международного пассажирского сообщения, ибо за 3 года объём перевозок упал на 67%. Предложения были рассмотрены и начали реализовываться.
 
Анализ действующих Трудовых кодексов, законов о профсоюзах в странах региона говорит о не полном выполнении базовых для профсоюзного движения конвенций МОТ № 87 и 98, в которых закреплены принципы свободы объединения и ведения коллективных переговоров. 
Законами часто устанавливается организационная структура профсоюзов, вместо того, чтобы как предписывает Конвенция, профсоюз сам её определял и решал кто, на каком уровне будет представлять интересы работников.
Именно в стремлении обойти эти ограничения, Роспрофжелом в 2007 году было предложено суперкреативное решение – создание параллельной структуры из первичных организаций профсоюза на всех уровнях социального партнерства – локальном, территориальном, головной компании. По этому пути теперь пошли и на Украине.
Толкование рядом законов понятия «член профсоюза» в привязке к первичной организации неприемлемо для капиталистического уклада экономики и ее рынка труда с безработицей, трудовой миграцией и неустойчивой занятостью. 
Нет стимулов создания работодателями своих объединений. Их отсутствие существенно сужает базу социального партнерства на национальном, отраслевом и региональном уровнях и является следствием недооценки государствами социального партнерства как средства повышения социальной ответственности бизнеса.
 
Профсоюзами мира ведется последовательная борьба с приватизацией железных дорог, попытками перевода социальных функций государства в частный сектор – в здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении, общественном транспорте. Резкой критике подвергается государственно-частное партнерство, в том числе и как питательной среды коррупции. В отрасли есть свой опыт. Роспрофжел активно противостоит предложениям правительства о продаже 25% акций ОАО «РЖД»; профсоюз Украины лоббировал решение о предоставлении инфраструктуры ПАО «УЗ» по договору пользования. 
 
Докладчик отметил, что заниженная цена рабочей силы остается общей системной проблемой. Настаивая на повышении (индексации) зарплаты на уровень инфляции, профсоюзы добиваются не ее увеличения, а лишь сохранения покупательной способности. Тем самым фактически соглашаются с её нынешним заниженным размером, поэтому надо менять стратегию переговоров по заработной плате.
Большая работа администраций и профсоюзов позволила снизить уровень общего и летального травматизма на железных дорогах региона. Заслуживает самой высокой оценки инициатива Роспрофжела, который оценив высокую вероятность тяжелого травмирования членов профсоюза при крушениях и авариях, преобладающей причиной которых остается человеческий фактор, тяжелые условия труда при их ликвидации, большие финансовые потери и негативный резонанс происшествий в обществе начал системную работу по общественному контролю за безопасностью движения на железнодорожной инфраструктуре.
 
Сейчас на железных дорогах идёт омоложение кадров, поэтому тема профсоюзной молодежи – тема будущего профсоюзов. 
 
Подписание МКПЖ Протокола о взаимодействии с Московским бюро МОТ в 2014 году открыло путь к заключению в 2015 году Соглашения о сотрудничестве с Международной (глобальной) федерацией транспортников, которым она признала МКПЖ стратегическим региональным партнёром. Конфедерация не подменяет членские организации в работе с международными структурами, а способствует выработке общих позиций и подходов во взаимодействии с ними. Но в то же время она берет на себя организационную часть совместных проектов, например, образовательной программы с МОТ и МФТ для кадров и актива Конфедерации.
 
В предстоящий период профсоюзы будут:
- вести защиту прав человека и профсоюзных свобод, солидарную поддержку членских организаций, укрепление профсоюзов; 
- развивать формы и институты социального диалога и партнерства;
- добиваться передачи части поступлений от продажи акций, предприятий в специально образованные отраслевые социальные фонды, которые управлялись бы компаниями совместно с профсоюзами для инвестирования отраслевых социальных программ;
- настаивать при переговорах на повышении зарплаты на уровень выше инфляции;
- крепить единство и сотрудничество профсоюзов МКПЖ, продолжать курс интеграции Конфедерации в мировое профсоюзное сообщество. 
 
Доклад Ревизионной комиссии МКПЖ представил Конгрессу ее председатель Зинаида Титова.
 
В дискуссии по докладам выступили:
председатель Республиканского комитета Независимого профсоюза железнодорожников Азербайджана Фазаил Багиров;
председатель Белорусского профессиональный союз работников транспорта и коммуникаций Владимир Ринг;
председатель профсоюза железнодорожников Грузии Зураб Насараия;
председатель Казахстанского отраслевого профессионального союза работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта Оразгали Ахметбаев;
председатель профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Кыргызской Республики Роберт Мазитов;
представитель Федерации профсоюзов железнодорожников Литвы, председатель профкома Йонавской дистанции пути Каунасской инфраструктуры Лидия Бабий;
председатель Федерации профсоюза железнодорожников Республики Молдова Иван Запорожан;
председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров;
председатель Республиканского комитета профсоюза железнодорожников Таджикистана Зикрулло Хамидов;
председатель Молодежной комиссии МКПЖ, помощник председателя Роспрофжел Софья Медведева;
председатель Республиканского Совета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Узбекистана Кутлимурат Сабиров;
председатель профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Вадим Бубняк;
председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров;
председатель секции железнодорожников МФТ Ойстен Аслаксен
и заместитель секретаря секций наземного транспорта МФТ Янина Малиновска.
 
В выступлениях отмечалась важность и необходимость дальнейшего развития солидарных действий профсоюзов, информационно-аналитической и образовательной деятельности в МКПЖ. Было решено следующий год в рамках МКПЖ провести под девизом «Год молодежи в профсоюзах железнодорожников». 
При поддержке членских организаций намечено посвятить дальнейшему укреплению позиций Конфедерации как регионального отраслевого объединения в международном профсоюзном сообществе. Развивать сотрудничество с глобальными и региональными профсоюзными объединениями на принципах открытости к диалогу, необходимости координации программ действий в регионе стран СНГ и Балтии. 
На Конгрессе подписано приложение к Соглашению о сотрудничестве с Международной (глобальной) федерацией транспортников на следующие два года, направленное на дальнейшее развитие взаимодействия организаций. МКПЖ продолжит приглашать делегации Федерации на свои мероприятия в регионе. В свою очередь ее делегация будет участвовать в 44-м конгрессе МФТ, заседаниях Руководящего комитета секций наземного транспорта, в Глобальной конференции железнодорожников, заседаниях Исполкома при рассмотрении вопросов региона.
На Конгрессе принято решение об изменении полного наименования организации на Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников – международное профсоюзное объединение. Внесены изменения в Устав и Положение о Ревизионной комиссии Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников.
По итогам обсуждения принято постановление, которым одобрена работа Совета МКПЖ после ее IV Конгресса, утвержден доклад Ревизионной комиссии.
 
Состоялись выборы руководящих органов Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников.
Председателем МКПЖ избран Николай Алексеевич Никифоров, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Генеральным секретарем МКПЖ избран Геннадий Николаевич Косолапов. Председатель МКПЖ будет исполнять свои функции на общественных началах. Конгресс избрал Совет, в который вошли руководители Конфедерации и национальных профсоюзов, Контрольно-ревизионную комиссию МКПЖ.
 
Приняты основные направления деятельности Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников на 2017–2022 годы
 
Делегаты и участники Конгресса посетили ряд объектов АО «Национальная компания «Казақстан темир жолы», ознакомились с достопримечательностями города Астаны. Все участники Конгресса выразили свою признательность Казахстанскому отраслевому профессиональному союзу работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта за радушие и гостеприимство.