КАК ЖИВЕТСЯ РАБОТНИКАМ СЕТЕВЫХ СУПЕРМАРКЕТОВ ГРУЗИИ
среда, 20 декабря 2017 г.
Условия, в которых работают сотрудники семи крупных сетевых супермаркетов Грузии, изучили представители Объединения профсоюзов Грузии и Фонда Фридриха Эберта, сообщает сайт «Эхо Кавказа»
Исследовались такие вопросы: оплачивают ли им сверхурочные часы, могут ли работники магазинов выходить на перерыв, как часто им удерживают зарплату и почему.
Информация о том, что сотрудникам крупных супермаркетов зачастую приходится работать в крайне тяжелых, порой даже бесчеловечных условиях за «горстку риса» – так оценивают размер их заработной платы в профсоюзах, – периодически просачивалась в общество. В основном люди об этом рассказывали уже после того, как им пришлось по каким-то причинам сменить место работы.
Это же исследование основано на информации, предоставленной нынешними работниками семи сетевых супермаркетов («Никора», «Ори набиджи», «Фреско», «Карфур», «Европродукт», «Веджини» и «Спар»). Они приняли участие в нем на конфиденциальной основе.
Средняя зарплата этих людей составляет 362 лари в месяц. Среднее число рабочих часов в неделю – 45. 24% работников супермаркетов говорят, что им регулярно приходится выполнять работу, которая не входит в их обязанности. 40%, что редко, но все же приходится.
Самый болезненный вопрос для этих людей, говорит Нино Эсартия, представительница Объединенных профсоюзов, – это удержания из заработной платы.
«33,5% опрошенных, чья средняя зарплата составляет 362 лари в месяц, говорят, что им регулярно удерживают различные суммы из жалованья. Средний размер этих сумм составляет 122 лари. Основная, впрочем, не единственная причина, из-за которой это происходит, – недостача (58,9%), которую работодатели вычитают из зарплат работников. А по словам 17,8% опрошенных, они точно не знают, почему им удерживают зарплату».
При этом за сверхурочные часы 76% опрошенных дополнительной оплаты не получают. Не получают ее за работу в праздничные дни 80% работников магазинов.
Редко удается воспользоваться своим правом на перерыв 70% опрошенных. Большинство из них (86%) говорят, что не могут сделать это из-за объема работы. 13% – из-за негласного правила, запрещающего выходить на перерыв.
Зачастую речь идет о минимальной передышке, 10-15 минутах, для того чтобы перекусить, говорит Натия Липартелиани, которая до недавнего времени работала в одном из столичных супермаркетов. Практически все негативные тенденции, выявленные исследованием, она говорит, что испытала на себе. Вычеты из зарплаты, о которых узнаешь, только получив ее, унизительное отношение и универсальный ответ администрации на любую попытку высказать недовольство: «Не нравится – уходи».
«Помимо того, что физическая нагрузка была очень большой, на нас постоянно оказывалось психологическое давление. Я больше не работаю в том супермаркете, знаю, что кое-что там изменилось, но, к сожалению, в целом ситуация остается той же. Большинство трудоустроенных там – студенты – люди, которые хотят иметь возможность содержать себя самостоятельно или оплачивать учебу. Однако те условия, в которых они работают, очень мешают учебному процессу. Я сама студентка, и на моей успеваемости плохо сказывалась 12-часовая работа. Я физически не могла ходить в университет», – рассказывает Натия Липартелиани.
Люди боятся потерять работу, несмотря на те недостойные условия, в которых ее приходится выполнять, считает Миранда Мандария, еще одна представительница Объединенных профсоюзов. Отсюда и невозможность постоять за свои права, т.к. «расправа» с несогласными, как правило, не заставляет себя ждать. Впрочем, практика показывает, что эта борьба – не такая уж и бессмысленная.
«К нам пришла женщина, которой отказались оплачивать больничный. Она предоставила нам приказ директора, в котором говорилось, что такой подход распространяется на всех работников супермаркета «Гудвил». Работодатель отказывался вести переговоры, пока я не отправила по почте ему его же приказ. После этого абсолютно всем работникам, у которых сохранились бюллетени, оплатили больничный задним числом. Впрочем, ту женщину с работы уволили, сейчас мы судимся из-за незаконного увольнения».
В начале этого месяца, теперь уже экс-омбудсмен Уча Нануашвили направил администрации супермаркета «Фреско» рекомендацию, касающуюся наличия видеокамер в женской раздевалке для персонала. В эту комнату, как выяснилось, в любое время мог зайти любой представитель администрации и охраны, вне зависимости от его половой принадлежности. Народный защитник полагает, что подобная практика унижает достоинство женщин, является грубым вмешательством в их личное пространство.
Примечательно, что именно в связи с этими камерами еще этим летом аппарат инспектора по защите персональных данных оштрафовал «Фреско» на две тысячи лари, поручил прекратить видеонаблюдение в раздевалках и уничтожить существующие записи.
В маркетинговой службе самого супермаркета ответить на вопросы «Эха Кавказа» отказались.