Актуально

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОФСОЮЗОВ ТРАНСПОРТНИКОВ СОБЕРУТСЯ В БАКУ НА VII РЕГИОНАЛЬНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

вторник, 26 июня 2018 г.
27–28 июня в Баку состоится VII Региональная конференция профсоюзов транспортников. Конференции организована Международной конфедерацией профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) и Независимым профсоюзом железнодорожников Азербайджана с участием Международного объединения профсоюзов работников транспорта и дорожного хозяйства (МОП "Трансдорхоз") и Международной конфедерации профсоюзов работников водного транспорта (МКПРВТ).
 
Регион СНГ, занимает огромную территорию Евроазиатского континента с исторически сложившимися экономическими и культурными связями, высокой степенью экономической и транспортной интеграции, важной ролью русского языка в межгосударственном общении, большой транспортной инфраструктурой, где работает свыше 6 млн человек, является регионом деятельности Международных объединений профсоюзов транспортников и их членских организаций.
 
Тема конференции: «Защита профсоюзами трудовых прав работников транспорта» и в ней принимает участие свыше 70 представителей 20 профсоюзов и их объединений 11 стран, а также представителей Международной организации труда, Всеобщей конфедерации профсоюзов, Международной (глобальной) федерации транспортников (МФТ), ряда транспортных компаний Азербайджана.
 
Цели проведении конференции:
- показать единство транспортного комплекса и его значение в обеспечении экономического развития стран региона;
- выявить направления влияния профсоюзов на решение важнейшей задачи – скоординированной транспортной политики, а через нее и на социальные аспекты ее реализации для работников отрасли:
- еще раз продемонстрировать возможность и необходимость скоординированных действий транспортных профсоюзов, как на национальном, так и межгосударственном уровне;
- обсудить опыт реализации профсоюзами защиты трудовых прав работников транспорта.
-
На конференции предполагается провести дискуссию по вопросам совершенствования структуры профсоюза и колдоговорной работы при реформировании отрасли; роль и действия профсоюза при внедрении аутсорсинга; возникающие проблемы вследствие укрупнения профсоюза; выработка профсоюзами компенсационных мер при изменении социального законодательства в стране. В программе мероприятий также проведение 54 заседания Совета МКПЖ и заседания Исполкома МКПРВТ.
 
Во всех отраслях транспортного комплекса проведена приватизация авиационного, автомобильного и водного транспорта, идет процесс акционирования железных дорог. Реальнее ощущаются вызовы глобализации экономики. Расширяется применение аутсорсинга. Новые работодатели препятствуют созданию в этих компаниях профсоюзных организаций, заключению коллективных договоров. Все это влияет на направления и приоритеты деятельности профсоюзов, их членскую базу.
 
Одна из главнейших проблем – продолжающееся снижение численности профсоюзов. Произошло разделение профсоюзов на ряд параллельных, их конкурентной борьбе, что особенно проявилось у авиаработников и моряков. За 25 лет почти на 37% снизилась общая численность профсоюзов железнодорожников, более чем в 4-10 раз в других отраслях транспорта. 
Обострились проблемы мотивации профсоюзного членства, решение которой, профсоюзы видят в адресной работе с отдельными профессиональными и социальными группами членов профсоюза - женщинами, молодежью, ветеранами.
 
Безусловно, главным мотивационным фактором членства в профсоюзе является выполнение его основного предназначения – защиты социально-трудовых прав своих членов, что в значительной мере реализуется профсоюзами.
Так, в декабре 2017 г. в Астане прошел 5 Конгресс МКПЖ, поставивший перед профсоюзами железнодорожников ряд основных задач:
- вести защиту профсоюзных прав, солидарную поддержку членских организаций, укрепление профсоюзов;  
- развивать формы и институты социального диалога и партнерства;
- добиваться повышения зарплаты на уровень выше инфляции;
- в условиях приватизации добиваться использования части доходов от первичной продажи акций компаний, отдельных предприятий на социальное развитие, для инвестирования отраслевых социальных программ - пенсионных, страховых, ипотечных, молодежных.
 
Стратегическим курсом большинства транспортных профсоюзов выбран конструктивный социальный диалог с работодателями. Диалог удерживает противоречия между трудом и капиталом в определенных рамках, но как определенная стратегия позволяет добиваться роста зарплаты, управления социальной политикой, преемственности достигнутого уровня гарантий и льгот, защищенности трудящихся от социальных рисков. 
Новые коллективные договоры и соглашения, несмотря посткризисные явления, были подписаны профсоюзами на хороших условиях. 
 
Тревожит новая тенденция – отставание роста заработка в отрасли по отношению к зарплатам в стране. Если раньше, например, только зарплата железнодорожников Азербайджана и Молдавии была ниже средней в стране, то теперь к ним добавились Грузия и Таджикистан. 
Заниженная цена рабочей силы остается общей системной проблемой, а отсюда чрезмерное и опасное социальное расслоение общества. 
Профсоюзам надо менять стратегию переговоров по заработной плате. Традиционно настаивая на гарантиях повышения (индексации) зарплаты на уровень инфляции, мы добиваемся не ее увеличения, а лишь сохранения покупательной способности, и то отчасти, понимая, что инфляция по товарам массового спроса выше. Тем самым мы фактически соглашаемся с ее нынешним заниженным размером. Необходимо настаивать на повышении зарплаты на уровень выше инфляции.
 
Повышение эффективности работы профсоюзы видят и в совершенствовании взаимодействия на межсоюзном уровне. В Беларуси и Казахстане произошло объединение профсоюзов транспортников страны в единые организации. Поэтому эта тема актуальна во всех странах региона.
 
Подписание МКПЖ протокола с Московским бюро МОТ в 2014 году открыло путь к Соглашению о сотрудничестве с Международной (глобальной) федерацией транспортников. Было проведено 12 совместных мероприятий. МКПЖ не подменяет членские организации в работе с международными структурами, а способствует выработке общих позиций и подходов во взаимодействии с ними. Но в тоже время она берет на себя организационную часть совместных проектов, например, образовательной программы с МОТ и МФТ для кадров и актива Конфедерации.
 
На VI региональной конференции в 2013 году было предложено объединить членские профсоюзы МФТ нашего региона в единую электоральную группу, что было поддержано МФТ и 29 июня в рамках конференции состоится ее заседание по выдвижению кандидатов в состав Исполкома Федерации. Также предполагается обсудить вопросы подготовки 44 Конгресса Международной (глобальной) федерации транспортников (МФТ), который состоится в октябре 2018 г. Безусловно, это значимый шаг вперед.  
 
Но работа с МФТ выявляет проблемы нашего регионального движения. В странах на транспорте около 80 профсоюзов, 47 из них входят в пять узкоотраслевые Международные объединения профсоюзов региона. Из них 19 профсоюзов – члены МФТ. Возникает вопрос: как вести взаимодействие в этом случае, исходя из совпадения членской базы, интересов и целей?
На V региональной конференции в 2009 году было предложено профсоюзам региона объединиться в Евроазиатскую Федерацию транспортников. Однако объединение тормозится профсоюзной бюрократией. Следует осознавать, что при укрупнении национальных профсоюзов слияние Международных отраслевых объединений транспортников региона в единую организацию становится стратегически необходимым. 
Оргкомитет конференции уверен, что дискуссия пройдет открыто и конструктивно и приведет к конкретным и практическим выводам. По итогам конференции предлагается принятие резолюции, нацеленной на дальнейшую активизацию деятельности и взаимодействия профсоюзов транспортников.
 
Председатель Оргкомитета 
VII Региональной конференции профсоюзов транспортников,
генеральный секретарь Международной конфедерации
 профсоюзов железнодорожников
Геннадий Косолапов