МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ» В СТОЛИЦЕ АРМЕНИИ
пятница, 26 октября 2018 г.
22–24 октября в Ереване состоялся Международный форум «Евразийская неделя», в котором приняло участие более 2500 человек из 31 страны. От Всеобщей конфедерации профсоюзов в работе форума принимала участие заместитель Генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина.
На одной площадке встретились вице-премьеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и профильные министры правительств, руководители государственных корпораций и ведущего бизнеса государств-членов, а также стран – партнеров Союза, эксперты, специалисты, ученые.
Целью форума стало укрепление интеграции, увеличение экономического потенциала и расширение производственной кооперации стран ЕАЭС. Особое внимание уделялось развитию сети прямых B2B-контактов и привлечению компаний третьих стран в качестве потенциальных потребителей и инвесторов для создания конкурентоспособной продукции.
В деловую программу форума вошли 35 дискуссионных мероприятий.
Главными темами пленарных заседаний стали «Реальный сектор экономики ЕАЭС: наращивание потенциала в условиях интеграции» и «Технологический прорыв и потенциальные возможности стран ЕАЭС».
Затрагивались стратегические темы по расширению евразийского континентального партнерства, цифровой повестке ЕАЭС, налоговой политике и валютному сопровождению внешнеэкономических сделок, формированию общего рынка труда и другие.
На мероприятиях форума выступили свыше 160 спикеров, в числе которых – кроме участников из стран ЕАЭС – представители из США, Германии, Швейцарии, Бельгии, Сингапура, Камбоджи и других стран, а также международных организаций.
Была организована выставка, где представлены экспортно ориентированные компании Союза по шести ключевым отраслям: фармацевтика и медицинское оборудование, сельское хозяйство, ювелирная отрасль, легкая промышленность, производство инновационных строительных материалов, технологии для промышленности (включая IT). Промышленный и кооперационный потенциал ЕАЭС представили свыше 100 компаний.
Открыл форум «Евразийская неделя» премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян. Он подчеркнул, что форум может стать отличной возможностью для развития интеграционных процессов, будет полезен деловым кругам различных государств.
«На сегодняшний день у стран Евразийского экономического союза сформированы различные форматы взаимодействия между государствами, входящими в него. Благодаря накопленному опыту в сфере международного сотрудничества успешно функционируют общие рынки, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. – Тем не менее все ещё существуют институциональные барьеры, конкурентоспособность экономик требует поддержки, а ресурсный потенциал Союза – планомерного и устойчивого развития».
Особое внимание на форуме было уделено цифровизации реального сектора экономики ЕАЭС. Министр ЕЭК Карине Минасян отметила, что крупные компании Союза готовы переходить в цифровую логику работы и создавать отраслевые стандарты для поставщиков. Это обеспечит цифровую трансформацию малого и среднего бизнеса, который включен в орбиту корпораций. По её словам, цифровая трансформация реального сектора – это движущая сила экономического роста и повышения конкурентоспособности всей экономики. Под цифровой трансформацией понимается, во-первых, вертикальная интеграция процессов внутри отраслей, во-вторых, горизонтальная интеграция кросс-отраслевых, межгосударственных и транснациональных процессов и, наконец, цифровизация продуктов, услуг и бизнес-моделей.
«Мы считаем, что цифровую трансформацию можно провести с участием крупных корпораций, которые смогут разработать отраслевые стандарты для поставщиков, заставляя их переходить в цифровую логику работы, – сказала министр. – Мы уже начали сотрудничество с такими корпорациями, как Росатом, Ростех, Роскосмос, которые готовы продвигать проекты цифровизации».
Она добавила, что вслед за крупным бизнесом малый и средний также включится в процесс. Сейчас, когда цифровой бизнес идёт к предпринимателям, они часто отказываются от внедрения цифровых моделей и технологий, потому что это требует серьезных вложений. В итоге цифровые и IT-компании уходят обслуживать экономику других стран.
«Если мы не перейдем к цифровым сервисам, то не будем конкурентоспособны. Надо двигаться быстрее и понимать, что сейчас невозможно обойтись без инвестиций, но они могут достаточно быстро окупиться. Это короткий путь попадания на глобальный рынок для всех компаний», – резюмировала К.Минасян.
Для выработки рекомендаций по цифровой трансформации необходимо активно привлекать отраслевые ассоциации, которые будут способствовать формированию экосистем с участием университетов, ведущих цифровых корпораций, госкомпаний, центров инноваций, стартапов и других заинтересованных участников.
Участники форума «Евразийская неделя» обсудили и вопросы, связанные с формированием общего рынка труда, в частности предоставления права на временное или постоянное проживание в стране трудоустройства гражданам ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые договора. В дискуссии приняла участие заместитель Генерального секретаря ВКП Наталья Подшибякина.
Несмотря на создание в Евразийском экономическом союзе общего рынка труда, граждане стран Союза продолжают сталкиваться с миграционными и социальными проблемами.
Чтобы их решить, в Евразийской экономической комиссии начали проработку вопроса предоставления гражданам ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые договора, права на временное или постоянное проживание в стране трудоустройства. На форуме «Евразийская неделя» инициативу презентовал заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК О. Артамонов.
«Реализация этой инициативы даст возможность госорганам более эффективно планировать привлечение трудящихся и оптимизировать их учет, – отметил представитель ЕЭК. – Также эта мера позволит сократить нелегальную миграцию, повысить объем всех выплат за трудящегося и его семью и значительно снизить коррупционные риски за счет расширения доступа к пользованию госуслугами». Всестороннее развитие государств невозможно без свободы передвижения трудовых ресурсов. Инициатива ЕЭК будет как раз способствовать мобильности трудящихся, а также повышению уровня жизни и социальной защищенности граждан.
Были приведены данные учета по миграционной ситуации в России, а также денежных переводов мигрантов.
Эксперты обратили внимание на то, что во всем мире открывают границы для квалифицированных специалистов. Так, грин-карта США дает право трудящимся на постоянное жительство, социальную и экономическую защиту, карта АТЭС позволяет осуществлять регулярные безвизовые деловые поездки в страны – участницы форума. Интересен также опыт Европейского Союза. После того, как там было введено понятие гражданства ЕС, жители государств-членов смогли свободно передвигаться, проживать и трудиться в любой стране Евросоюза. Для граждан третьих стран в ЕС ввели так называемую «голубую» карту, которая дает возможность жить и работать на территории Евросоюза.
Был заслушан опыт ЕС, являющегося самой обширной системой региональной интеграции в вопросах касающихся трудовой миграции, которым поделилась представитель МОМ И.Тер-Миносян. Свободное передвижение работников в ЕС охватывает все формы занятости. Граждане ЕС имеют право:
- искать работу в другой стране ЕС
- работать там без разрешения на работу
- проживать там с этой целью
- оставаться там, даже после завершения трудового контракта
- имеют равные с гражданами возможности при доступе к занятости, условиям труда и всем другим социальным и налоговым преимуществам.
Существует сеть Европейских служб занятости (EURES), которая предназначена для работников и работодателей, а также для любого гражданина, желающего воспользоваться принципом свободного передвижения. В качестве партнеров в сети также участвуют профсоюзы и организации работодателей.
Портал EURES предоставляет доступ к вакансиям, опубликованных государственными службами занятости и содержит онлайн-резюме зарегистрированных лиц, ищущих работу, а также удобные для пользователя средства доступа к информации, необходимой для работодателей и лиц, ищущих работу за границей. Портал управляется ЕК и является бесплатным для лиц, ищущих работу, и работодателей. Предлагаются также услуги лицам, ищущим работу: предоставление или ссылка на общую информацию о жизни и условиях труда, а также о соответствующих административных процедурах в отношении занятости в стране назначения; помощь в составлении заявок на работу и резюме для обеспечения соответствия европейским техническим стандартам и форматам. EURES предлагают также услуги работодателям: предоставление информации о конкретных правилах, касающихся найма сотрудников из другого государства-члена, и о факторах, которые могут этому способствовать; где уместно, предоставление информации и содействия в формулировании индивидуальных требований к вакансии и обеспечения ее соответствия европейским техническим стандартам и форматам.
В настоящее время на веб-сайте EURES 340 тыс. резюме и 5,26 млн вакансий, по сравнению с сентябрем 2016 года увеличение на 90 тыс. резюме и на 1,61 млн человек.
Граждане ЕС, которые работают в другой стране ЕС, имеют в ней право проживания. Принимающая страна может потребовать от них, как «трудящихся-мигрантов из ЕС», зарегистрироваться в органах власти в качестве резидентов. Некоторые страны ЕС требуют сообщать о прибытии в соответствующие органы (часто в местные муниципальные или полицейские) в течение разумного периода времени после прибытия и могут налагать штраф в случае невыполнения.
В ходе обсуждения данного вопроса отмечалось, что предложения по дополнительным преференциям для трудящихся стран ЕАЭС должны быть привязаны к реалиям текущей ситуации в сфере трудовой миграции. Выделяя отрицательные стороны процессов трудовой миграции в России, которые могут осложнить введение новаций, следует отметить значительную теневую занятость, трудовую деятельность существенной части мигрантов не по имеющейся специальности, в то время как работодатели не могут найти на вакантные рабочие места нужных специалистов. Многие работодатели слабо представляют, как им на законных основаниях привлекать трудовых мигрантов, не ориентируются в сложной нормативной правовой базе, регулирующей сферу миграции. Отмечались и финансовые затраты.
Большинство участников, поддерживая в целом предложение по предоставлению гражданам государств ЕАЭС, имеющим долгосрочные трудовые договоры, права на временное или постоянное проживание, предлагали проанализировать риски, связанные с его реализацией, в частности, на российском рынке труда, а также, рассмотреть отдельно вопросы оформления соответствующего правового статуса и заключения долгосрочного трудового договора.
Получение нового статуса должно быть не формальной процедурой, а комплексом преференций, которые нужно дополнительно разработать и ввести в правовую сферу. Иначе можно породить новую сферу коррупционных отношений – куплю-продажу фиктивных долгосрочных трудовых договоров. Необходимо предусмотреть такую опасность и принять соответствующие меры противодействия. Нужно также иметь в виду, что для значительной части трудовых мигрантов важнее могут стать не долгосрочные трудовые отношения, а получение статуса временного или постоянного проживания, что будет стимулировать определенный сговор между работником и работодателем. Эти и другие риски связанные с распространением нового статуса на граждан государств ЕАЭС должны быть учтены и минимизированы.
То есть формальный подход к предоставлению права на временное или постоянное проживание, ориентированный исключительно на заключение долгосрочных трудовых договоров, может привести к появлению новых теневых и коррупционных факторов на рынке труда.
В то же время, увеличение доли долгосрочных трудовых договоров, в качестве позитивной цели, является важным инструментом стабилизации трудовых отношений, что стимулирует работодателя к обучению и повышению квалификации работника, а трудового мигранта – к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда и ускорению адаптации в принимающей социальной среде.
К сожалению, в настоящее время значительная часть трудовых мигрантов предпочитает «кочевать» от одного работодателя к другому, не задерживаясь подолгу на одном рабочем месте. Причины нестабильности трудовых отношений могут быть разные, но основные – неготовность мигранта добросовестно выполнять оговоренные при заключении трудового договора конкретные трудовые обязанности или его несоответствие требованиям работодателя. Причиной также может стать и несоблюдение работодателем оговоренных условий трудовой деятельности и ее оплаты.
Противодействие факторам, связанным с нестабильностью трудовых отношений, возможно на пути активного внедрения в практику организованного набора работников, владеющих нужными профессиями и специальностями. Трудовой мигрант еще в государстве выезда должен выбрать подходящего работодателя и вакантное рабочее место, а затем целенаправленно готовиться к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с этим выбором. Были рассмотрены различные практики оргнабора на пространстве региона, внесены конкретные предложения по его совершенствованию
В рамках ЕЭК создана Рабочая группа по организованному набору. В качестве отработки возможной модели соглашения об оргнаборе и его реализации было предложено рассмотреть на одном из очередных заседаний Рабочей группы первый опыт работы по реализации российско-узбекского соглашения. Это особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время идет разработка соглашения об оргнаборе между Россией и Кыргызстаном.
Внимание было уделено и подтверждению квалификации. В настоящее время на территории ЕАЭС действует порядок подтверждения квалификации дипломом или свидетельством об образовании и соответствующим ему опытом работы. Отмечалось, что такой порядок нередко приводит к тому, что декларируемые работником профессионально-квалификационные качества на практике сильно отличаются от фактически имеющихся. Предлагалось предоставить возможность гражданам государств ЕАЭС, проходить еще в государстве выезда экзамены по оценке квалификации в соответствии с требованиями новых профессиональных стандартов в Центрах оценки квалификации.
Была отмечена также необходимость при решении поставленного вопроса учитывать ситуацию на национальных рынках труда, проводить его мониторинги, сблизить регулирование социально-трудовых процессов для чего разработать и принять Основы трудового законодательства или Модельный трудовой кодекс (было предложено несколькими участниками).
Участники дискуссии высказались о том, что при принятии мер по регулированию процессов на рынке труда предложение о предоставлении гражданам государств ЕАЭС, прошедшим аттестацию в соответствии с требованиями новых профстандартов и заключившим долгосрочные трудовые договора, права на временное или постоянное проживание в является актуальным. Но это может потребовать внесения дополнений в действующий Договор о Евразийском экономическом союзе или принятия дополнительного наднационального нормативно правового акта.