Актуально

СОВЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ПРОВЁЛ СВОЁ ЗАСЕДАНИЕ В ДУШАНБЕ

вторник, 27 ноября 2018 г.
Пятьдесят пятое заседание Совета Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников (МКПЖ) по приглашению профсоюза железнодорожников страны состоялось 21 ноября в г. Душанбе, Республика Таджикистан.
 
В заседании приняли участие делегации профсоюзов Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Были приглашены представители Союза профессиональных организаций работников ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», руководители Федерации независимых профсоюзов Таджикистана, ГУП «Таджикская железная дорога».
 
На заседании было рассмотрено заявление Союза профессиональных организаций работников ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» о вступление в МКПЖ, заслушаны сообщения генерального секретаря Конфедерации Г.Н. Косолапова и председателей профсоюзов о текущей ситуации в деятельности МКПЖ и социально-экономическом положении трудящихся отрасли и действиях профсоюзов.
 
Анализ информации свидетельствует в целом о стабильной ситуации в профсоюзах МКПЖ. Профсоюзами Литвы и Украины ведутся переговоры по заключению новых отраслевых коллективных договоров. Объем погрузки по сети железных дорог стран региона в 2018 году вырос к уровню 2017 году на 2,2% (в 2017 г. к 2016 г. было 3,1%), грузооборот увеличился на 4,5% (в 2017 г. к 2016 г. было 7,4%), что говорит о процессах выхода экономик из кризиса.
За 9 месяцев 2018 года средняя зарплата железнодорожников (СЗЖ) в долларовом эквиваленте составила в Таджикистане – 129 дол. (в 2017 г. – 126 дол.), Азербайджане – 245 дол. (211 дол.), Молдавии – 259 дол. (225 дол.), Киргизии - 351 дол. (313 дол.), Грузии – 355 дол. (355 дол.), Украине – 390 дол. (300 дол.), в Армении – 435 дол. (423 дол.), Казахстане – 523 дол. (497 дол.), Белоруссии – 554 дол. (450 дол.), на железных дорогах России – 914 дол. (857 дол.), Латвии – 1366 дол. (1326 дол.), Литве – 1445 дол. (1166 дол.), Эстонии – 1708 дол. (1540 дол.). 
 
Отмечено, что в четырех странах средняя зарплата железнодорожников была ниже средней по стране: в Азербайджане 77% (в 2016 г. было 76%), Молдове 67% (в 2016 г. – 68%), Грузии 91% (в 2016 г. – 94%), Таджикистане 97% (в 2016 г. – 99%). Это указывает на необходимость проведения профсоюзами комплексных действий и усилий по увеличению заработной платы как через законодательное повышение минимального размера оплаты труда в стране, поддержки повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, где трудится 28–35% занятых в странах и для которых государство является работодателем, так и путем переговоров в отрасли.
Для гармонизации подходов к социальной политике, анализа и обсуждения социально-трудовых вопросов и коллективных договоров в рамках МКПЖ принято решение создать Координационный совет профсоюзов МКПЖ, работающих в компаниях с участием ОАО «РЖД». Намечено провести мониторинг работы ТНК, их взаимодействия с профсоюзами для анализа ситуации на железных дорогах региона. 
 
Решено создать в МКПЖ комиссию по гендерной политике для развития партнёрских связей и укрепления сотрудничества, обобщения и пропаганде лучшего опыта работы профсоюзов в этой области.
 
С докладом о социальной политике и практике социального взаимодействия на железнодорожном транспорте Республики Таджикистан выступил председатель профсоюза железнодорожников Таджикистана З.Т. Хамидов 
Между ГУП «Таджикская железная дорога» и профсоюзом заключено Отраслевое соглашение на 2017-2019 годы, которое регулирует вопросы трудовых отношений, рабочего времени, оплаты труда, отпусков, обеспечения занятости, дополнительных социальных гарантий, льгот и компенсаций, охраны труда. Также оно включает раздел правовых гарантий работников и органов профсоюза. 
Профсоюз ведет контроль за условиями и охраной труда на предприятиях и организациях отрасли, участвует в разработке нормативно – правовых документов. На предприятиях и учреждениях железной дороги заключено 23 коллективных договора. Большое внимание уделяется обеспечению контроля за их выполнением. Начата активная работа с молодежью, созданы Молодежные советы профсоюза на предприятиях.
 
На заседании подведены итоги анализа гарантий и льгот в отраслевых соглашениях и коллективных договорах для молодежи, женщин и лиц с семейными обязанностями. Анализ подготовлен в соответствии с резолюциями I Международного форума женщин профсоюзов транспортной отрасли (Актау, Казахстан, 2018 г.) и VI Международного молодежного форума профсоюзов железнодорожников (Сочи, Россия, 2018 г.) для привлечения внимания членских организаций МКПЖ к проблемам социальной защиты этих групп членов профсоюза. 
 
Особое внимание было уделено итогам 44 Конгресса Международной (глобальной) Федерации транспортников (г. Сингапур, октябрь 2018 г.) и сотрудничестве МФТ и МКПЖ на перспективу. 
На Конгресс прибыли более 2 тыс. представителей от 456 профсоюзов из 126 стран. В рамках Конгресса прошли конференции отраслевых секций и комитета по городскому транспорту, Конференции женщин-транспортников и молодых транспортников. На конференции секции железнодорожников выступили председатель Роспрофжела Н.Никифоров и генеральный секретарь МКПЖ Г.Косолапов. 
Девиз Конгресса – «Транспортники укрепляют влияние», а главной проблемой грядущего периода признана новая технологическая революция.
С 2013 г. начало выстраиваться конструктивное сотрудничество МКПЖ с Федерацией. При поддержке Роспрофжела между Конфедерацией и МФТ в 2015 г. подписано соглашение о сотрудничестве, которым МФТ фактически признала МКПЖ стратегическим партнером по работе в регионе. 
Соглашение направлено на координацию действий в регионе, исключение конкуренции и борьбы за членскую базу. В период проводимой МКПЖ в июне 2018 г. в Баку 7 Региональной конференции профсоюзов транспортников прошло заседание электоральной группы МФТ с обсуждением основных материалов 44 Конгресса. Тем самым впервые профсоюзы региона подошли к Конгрессу с единой позицией по многим вопросам его проведения.  То есть сложились определенные формы взаимодействия, которые теперь отражены в Стратегическом плане работы МФТ и секции железнодорожников. 
 
Также на заседании Совета МКПЖ был рассмотрен ряд организационных вопросов деятельности Конфедерации, среди них план проведения заседаний Совета, семинаров и совещаний Конфедерации на 2019 год. Решено продолжить под эгидой МКПЖ проведение совместных совещаний профсоюзов и железнодорожных администраций для обмена информацией и подходов в социальной защите железнодорожников.  На 2019 г. запланировано совещание "Практика работы на железных дорогах государств Содружества и Балтии по совершенствованию организации заработной платы, нормирования труда и социальной защиты работников". Начнется выполнение образовательного проекта МФТ со шведскими профсоюзами U2U – «Профсоюз профсоюзу», в рамках которого пройдут семинары «Органайзинг в частных компаниях» для профсоюзов Казахстана, Киргизии и Украины с участие членов МКПЖ.
 
По завершению заседания Совета традиционно проведена дискуссия по обмену мнениями по ряду вопросов, в том числе о роли и участии профсоюзов МКПЖ в формировании солидарного взаимодействия профсоюзов в Евроазиатских международных транспортных коридорах (МТК). 
Было отмечено, что формирование Евроазиатских транспортных коридоров создает предпосылки для организации целевого сотрудничества профсоюзов стран в них входящих и формирующих грузопотоки.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве МКПЖ с МФТ Конфедерации следует инициировать организацию целевого сотрудничества профсоюзов стран региона СНГ и других стран МТК.
Целью сотрудничества должно стать создание постоянной информационной системы, проведение регулярных совещаний и обменов, в том числе с целью предотвращения приватизации ж.д., укрепления их общественного характера, улучшения стандартов и характера труда. Единые принципы технического развития и оснащения МТК позволяют профсоюзам добиваться гармонизации подходов к формированию соответствующих социальных стандартов для железнодорожников, обеспечивающих работу этих коридоров.
 
Успешное проведение Совета стало возможным благодаря большой подготовительной работе профсоюза железнодорожников Таджикистана. Созданная на Совете обстановка способствовала успешному проведению его деловой части, откровенному обмену опытом работы. Коллеги смогли показать исторические памятники и успехи в развитии Таджикистана, его растущий международный имидж, красоту г. Душанбе.  
Всеми участниками была выражена искренняя благодарность таджикским коллегам за прекрасную организацию заседания Совета МКПЖ, радушный прием и высокое гостеприимство.
 
Следующее заседание Совета МКПЖ по приглашению профсоюза железнодорожников Грузии намечено провести в апреле 2019 г. в  Тбилиси.