ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ МОЛДОВЫ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЛИЗИНГА ПЕРСОНАЛА
четверг, 24 октября 2019 г.
Как говорится в сообщении профцентра, этот вопрос активно продвигается деловой средой Республики Молдова через Экономический совет при Премьер-министре.
Введение в Республике Молдова института временной организации занятости (лизинг персонала), что означает установление права работодателя (компании-пользователя) на использование труда работника через посредника (агентcтво временной занятости) без принятия на себя обязанностей (выплата заработной платы, профессиональная подготовка, условия предварительного уведомления, выплата компенсаций в случае прекращения трудовых отношений, очередного отпуска, медицинского отпуска, учебы и т. д.), подразумевает, по мнению Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы, регулирование самой современной формы рабства.
Другими словами, эта форма занятости или, скорее, чрезмерная либерализация (гибкость) трудовых отношений направлена на снижение издержек работодателей за счёт работников, а именно путём ограничения их законных прав и гарантий.
Создание в Республике Молдова института лизинга персонала, говорится далее в сообщении профцентра, создаст ряд рисков и недостатков для работников, а именно:
• нестабильность рабочего места, из-за которой работник будет иметь несколько негативных последствий (например: не предоставление банковских кредитов; не продвижение по службе, накопление стресса и т.д.);
• ограничение права на трудоустройство в течение неопределенного периода времени в компании-пользователе, по крайней мере, в течение периода миссии, то есть в течение времени, когда вы подписали контракт с посредником (агентством временной занятости);
• зачастую оскорбительное применение испытательного срока для временного работника, то есть практически для каждой миссии;
• использование данной формы «трудоустройства» не только для выполнения задач временного характера, но и для деятельности постоянного характера;
• расторжение индивидуальных трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок с уже занятыми работниками, и перевод их в категорию временных работников (ситуация аналогична с поденщиками);
• уменьшение фонда заработной платы, включая поступления в национальный публичный бюджет за счет уменьшения заработной платы;
• существенное ослабление защиты работников со стороны государства, поскольку отсутствует четкий и эффективный механизм государственного контроля в случае несоблюдения компанией-пользователем, а также агентством временной занятости, правовых рамок в сфере труда;
• уменьшение ответственности работодателя за вознаграждение работников в случае ликвидации экономической единицы (банкротства) или сокращения численности или штата;
• отсутствие механизма вмешательства, борьбы и обнаружения агентством временной занятости или другими представителями временного работника в случае нарушения компанией-пользователем правовых норм, касающихся рабочего времени, времени отдыха и т.д.;
• отсутствие механизма для констатации и надлежащего вмешательства агентства временной занятости или других представителей временного работника в случае нарушения компанией-пользователем требований безопасности труда и здоровья на рабочем месте в отношении временного работника;
• отсутствие механизма устранения любой возможности
материального ущерба, причиненного временному работнику компанией-пользователем.
Наряду с указанными есть и другие минусы для работников, как:
• сведение практически к нулю права на объединение и, что более важно, права на ведение коллективных переговоров, поскольку работники, нанятые через агентство временной занятости, не могут знать своих коллег в экономической единице;
• значительное снижение активности социального партнерства и даже механизма его реализации, особенно на уровне единицы.
Принимая во внимание перечисленное выше, легко понять, что такая форма трудоустройства, то есть через агентство временной занятости, приносит выгоды и преимущества только работодателю и посреднику, последний получает выгоду от комиссии за счет временного работника, а другой избегает расходов, связанных с:
— содержанием персонала;
— профессиональным обучением;
— отдыхом, медицинским или учебным отпуском;
— ликвидацией или сокращением численности или штатного расписания;
— коллективным трудовым договором;
— индивидуальными трудовыми спорами и др.
Поэтому введение института временной организации занятости, по мнению профсоюзов, совершенно невыгодно для работников и неизбежно приведет к значительному снижению их прав и гарантий по сравнению с положениями действующего трудового законодательства
Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы своим заявлением высказалась против продвижения и принятия законопроекта, разработанного под патронажем Экономического совета при Премьер-министре, целью которого является регулирование в национальном законодательстве лизинга персонала (института временной организации занятости).