Актуально

ПРОФСОЮЗЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ДОСТОЙНО РЕАГИРУЮТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

понедельник, 10 августа 2020 г.
Пятьдесят восьмое заседание Совета Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников состоялось 6 августа 2020 года в видеорежиме на платформе сервиса Zoom.
 
В заседании приняли участие члены Совета, руководители профсоюзов Азербайджана – Ф.Багиров, Армении – А.Мартиросян, Беларуси – В.Какора, Грузии – Г.Гелашвили, Казахстана – О.Ахметбаев, Кыргызстана – Р.Мазитов, Литвы – В.Лигейка, Молдовы – И.Запорожан, России – Н.Никифоров, Таджикистана – З.Хамидов, Украины – В.Бубняк, Эстонии – О.Чубаров, генеральный секретарь Конфедерации Г. Косолапов
В работе Совета участвовала представитель профсоюза железнодорожников Чехии Х.Свободова – член Исполкома Европейской Федерации транспортников, координатор по взаимодействию с МКПЖ.
Председательствовали на заседании председатель МКПЖ, председатель Роспрофжел Н.Никифоров.
 
Основным темой заседания было обсуждение текущей ситуации и действий профсоюзов МКПЖ в условиях пандемии COVID-19; также рассмотрен ряд организационных вопросов деятельности Конфедерации.
 
Доклад генерального секретаря Конфедерации Г. Косолапова и выступления председателей профсоюзов МКПЖ были посвящены анализу действий профсоюзов МКПЖ в условиях пандемии коронавируса, их влияние на занятость, заработную плату и условия труда в отрасли в нынешней кризисной ситуации. Отмечалось, что в целом выполняются решения предыдущих заседаний Совета. Однако продолжающаяся пандемия COVID-19 влияет на возможность проведения очных встреч, вызывает необходимость перевода мероприятий МКПЖ в онлайн-режим.
 
В 13 странах региона вводились особые карантинные режимы. В Армении, Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Эстонии объявлялись режимы чрезвычайной ситуации, в Грузии он был дополнен комендантским часом. В целом карантина не было в Беларуси и Таджикистане.
Международное пассажирское железнодорожное сообщение в регионе прекращено 16-18 марта 2020 года. Останавливались внутренние пассажирские перевозки в Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Украине. Продолжались грузовые перевозки. В Молдове вследствие карантина с 17 марта по 14 июня на дороге объявлялся режим технического простоя.
Железнодорожники остаются в числе ключевых групп трудящихся, которые обеспечивают своим трудом жизнеспособность стран при пандемии коронавируса, перевозя пассажиров и необходимые грузы, поддерживая работу экономик.
Охрана здоровья и безопасности работников стала приоритетной деятельностью большинства национальных железнодорожных компаний и профсоюзов МКПЖ, особенно тех железнодорожников, которые имеют контакты с пассажирами и клиентами. В большинстве железнодорожных администраций были созданы штабы по управлению ЧС в связи с пандемией COVID-19, в работе которых участвуют представители профсоюзов.
Благодаря своевременно принятым мерам в регионе не было взрывного характера распространения инфекции. Введено ношение масок и перчаток железнодорожниками, обязательное пользование антисептиками, усиленная уборка пассажирских вагонов с обеззараживающими средствами. В крайне сжатые сроки офисный персонал компаний был переведен в режим удалённой работы, что практически не отразилось на работе с пассажирами и грузоотправителями.
 
Пандемия явилась мощным стресс-фактором, который стал жёсткой и объективной проверкой систем управления и работы компаний, качества взаимодействия профсоюзов с работодателями.
В первом полугодии 2020 г. погрузка по сети уменьшилась на 4.8%, грузооборот на 5.6%. Наиболее значительное уменьшение грузовой работы отмечено на железных дорогах Молдовы, Латвии и Эстонии.
Профсоюзами велся контроль за выплатой зарплаты и ее индексации, выполнением условий коллективных договоров; в силу возникших обстоятельств выполнение части пунктов договоров было приостановлено совместным решением компаний и профсоюзов. Но как показал анализ, договоры сейчас не в полной мере выполнятся на железных дорогах Молдовы, Украины и Эстонии.
Были значительные нарушения на железной дороге Молдовы при объявлении и реализации администрацией режима вынужденного простоя.
В АО «Укрзализныця» с 1 июля 2020 года введён режим четырехдневной рабочей недели для 66 тыс. работников.
Намечено сокращение до 10% рабочих мест и рассматривается возможность уменьшения зарплаты в железнодорожном секторе Эстонии, против чего активно борется профсоюз.
Из-за значительного падения объёмов перевозок в мае введена сокращенная рабочая неделя на Белорусской ж.д.
Профсоюзами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Украины принят ряд мер социальной поддержки заболевших коронавирусом, медицинских работников, ветеранов отрасли. С участием профсоюзов организованы молодёжные волонтерские группы, которые помогают пожилым людям в доставке продуктов, лекарств и предметов первой необходимости.
Дорпрофсож Белорусской железной дороги застраховал более 6,5 тыс. работников связанных с обслуживанием пассажиров, медицинских учреждений от несчастных случаев и болезней в результате коронавирусной инфекции.
 
В дискуссии было подчеркнуто, что профсоюзам следует добиваться предотвращения массовых сокращений в отрасли из-за падения объемов работы, проведения оптимизации штатной численности работников в правовом поле, с соблюдением гарантий коллективных договоров и соглашений, обязательным использованием всех возможностей трудоустройства в компаниях и выплат компенсаций сокращаемым. Появление программ оптимизации численности следует коррелировать с программами роста зарплаты.
По итогам 2019 года во всех странах средняя заработная плата железнодорожников (СЗЖ) выросла в национальных валютах, однако в 1 квартале 2020 г. в Армении, Беларуси, Украине она уменьшилась по сравнению с прошлогодним уровнем.
В 2020 г. расширилась негативная тенденция снижения СЗЖ относительно номинальной зарплаты в стране. Уже несколько лет СЗЖ в Азербайджане, Грузии, Молдове и Таджикистане была ниже средней в стране. Правда, надо отметить трёхлетнюю положительную тенденцию повышения этого показателя в Азербайджане, несколько улучшилась ситуация в 2020 г. в Грузии. Но, к сожалению, опасный рубеж в этом году перешли железнодорожники Казахстана, приблизились к нему на Белорусской ж.д. Отчасти это объясняется вынужденным простоем пассажирского комплекса на железных дорогах этих стран.
 
МКПЖ проведено сравнение средних начисленных зарплат – СЗЖ «брутто», с учетом вычитаемых из зарплаты налогов – СЗЖ «нетто», а также покупательной способности зарплат между странами. Самую высокую покупательную способность в расчётных долларах имеют зарплаты железнодорожников в Эстонии (2307), Литве (2154), России (2047), затем в Латвии (1551) и Беларуси (1453), за ними с отставанием идут зарплаты в Азербайджане (1261), Казахстане (1259), Украине (1213), Армении (965), Кыргызстане (851) и Грузии (749). Замыкают рейтинг зарплаты в Молдове (472) и Таджикистане (448).
Численность работников в национальных компаниях в 2019 году была достаточно стабильной, наибольшие уменьшение занятых отмечено в Азербайджане (–3,3%), Молдове (–6,1%), Украине (–3,5%), выросла численность в Кыргызстане (+0,5%), Таджикистане (+5,1%), Узбекистане (+4,5%), Литве (+1,5%). Вместе с тем за 5 лет в среднем число занятых в отрасли уменьшилось на 14,4%, при наибольших сокращениях в Азербайджане (–23%), Молдове (–34%), Украине (-31%), Литве (-29%). Увеличивается численность работающих только на Узбекской ж.д. на +18%.
 
Выплаты работникам в режиме самоизоляции в размере среднемесячной зарплаты проводились на железных дорогах Азербайджана, Армении, России, в размере 100% оклада, тарифной ставки – в Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Украине. В казахстанской НК «КТЖ», российской ОАО «РЖД» были установлены доплаты к пособию по временной нетрудоспособности до уровня среднемесячного заработка сотрудника. При режиме простоя выплаты составляли в Литве 50% СЗЖ, но не менее МРОТ 607 евро, Молдове – 50% оклада, тарифной ставки, в Эстонии –70% оклада, тарифной ставки, но не менее МРОТ 585 евро.
 
В странах региона продолжается изменение трудового законодательства и наиболее серьёзные изменения проведены в Казахстане. Они стали реакцией на критику законодательства страны международным профсоюзным сообществом и Международной организацией труда. В закон о «Профессиональных союзах Республики Казахстан» от 4 мая 2020 года включена уникальная для стран СНГ норма, по которой представители работодателей не могут состоять в выборных органах профсоюза любого уровня.
Профсоюзы настаивают на признании COVID-19 профессиональным заболеванием, как фактор риска для миллионов трудящихся, выполняющих свои трудовые обязанности в здравоохранении, розничной торговле, транспорте. Важный прецедент создан в Украине, где это заболевание внесено в список профзаболеваний. Вместе с тем в Украине продолжается продвижение антипрофсоюзного проекта Закона, который нарушает свободу объединений и направлен на фактическое отстранение профсоюзов от защиты прав работников.
 
На предыдущем 57 заседании Совета МКПЖ (ноябрь, Ташкент) было одобрены Соглашение о сотрудничестве с Европейской федерации транспортников и план совместных программ ЕФТ – МКПЖ на 2020–2022 годы, которые были подписаны 27 ноября 2019 года на заседании Исполкома ЕФТ.
В мероприятиях совместного плана намечено обследование профсоюзами условий труда поездных и локомотивных бригад на железных дорогах ЕС и СНГ. Соответствующие проекты вопросников разработаны с участием членских организаций МКПЖ (профсоюзы Беларуси, Казахстана, Литвы, России, Украины и Эстонии). Проведение подобного совместного обследования позволит профсоюзам стать обладателями уникальных материалов для качественных переговоров с работодателями.
 
В 2020 году истекают сроки полномочий выборных органов в профсоюзах Армении, Казахстана, Молдовы и Узбекистана. Из-за введённого в стране карантина 19 марта был отменён съезд Федерации профсоюза железнодорожников Молдовы, а продление срока полномочий органов Федерации имеет неуставной характер. Продолжаются отчеты и выборы в профсоюзах Казахстана (съезд 9 сентября 2020 года в онлайн-режиме), России (съезд 24 марта 2021 года), Узбекистана (съезд 25 августа 2020 года в онлайн-режиме).
Онлайн-режим носит вынужденный характер в связи карантинными мерами и окончанием сроков полномочий органов профсоюза. Принято решение провести видеоконференцию МКПЖ по обобщению опыта проведения уставных мероприятий с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Обсуждение носило конструктивный и откровенный характер, был рассмотрен формат развития дальнейшего взаимодействия, проведения совместных мероприятий.
Среди предложенных мер было рекомендовано членским организациям добиваться исключения сокращений в период пандемии, соблюдения гарантий коллективных договоров и соглашений; настаивать на проведении изменений в социально-трудовой сфере только на основе социального диалога, вносить предложения по регулированию удаленной и дистанционной форм работы в отрасли; продолжать усилия по обеспечению безопасности и гигиены труда, как одного из основных прав работников.
 
Закрывая заседания Совета, председатель МКПЖ, председатель Роспрофжел Н.Никифоров поблагодарил участников за конструктивную работу, профессионализм и умение адекватно реагировать на вызовы времени.