Актуально

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ГРУЗИИ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛО ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ЗАНЯТОСТЬ И ВЫПУСТИЛО РЕКОМЕНДАЦИИ

среда, 19 августа 2020 г.
Объединение профсоюзов Грузии подготовило и опубликовало электронный информационный бюллетень о влиянии эпидемии коронавируса на занятость. В документе обобщены имеющиеся данные и сформулированы рекомендации для работодателей и работников.
Излагаем его тезисы в переводе с грузинского.
***
 
Грузия относительно легко выдержала первую волну пандемии, но страна столкнулась с серьёзными экономическими проблемами.
Ограничения оказали значительное экономическое влияние на секторы туризма, розничной торговли и транспорта. Сектор туризма, на который  приходится 35% притока иностранной валюты в страну, практически остановился, половина его торговых точек закрыта, а перемещение транспорта приостановлено. Кризис затронул секторы строительства, недвижимости, отдыха и развлечений. Экономика Грузии сократилась на 7,7% в июне, в то время как в среднем за первые шесть месяцев года упала на 5,8%. В апреле, когда кризис был наиболее острым, ВВП упал на 16,6%. Экспорт страны за первые 6 месяцев года также снизился на 16%. Единственный сектор, который продемонстрировал тенденцию к росту во время кризиса, – это промышленность, в которой крупные предприятия не прекращают работу.
По состоянию на конец июля 121500 самозанятых и 225756 наёмных работников получили компенсацию, установленную государством. Соответственно, хотя бы временно, 20,5% сотрудников потеряли работу. Здесь следует отметить, что многие работники, работавшие неформально, не могли подтвердить свой статус и поэтому не могли получить компенсацию. Кроме того, компенсация составляет 300 лари для самозанятых и 200 лари в месяц для работающих в течение 6 месяцев, что равно около одной пятой средней заработной платы.
Даже после окончания удаленного режима многие компании в Грузии стараются минимизировать необходимость физического контакта с клиентами в соответствии с рекомендациями. Это означает, что все больше и больше информационных технологий внедряется в сфере услуг, и все меньше и меньше обслуживающего персонала требуется для работы с клиентами. Большинство кассиров и операторов – женщины, поэтому занятость женщин в банковском секторе и в других сферах услуг находится под вопросом, в то время как участие женщин в экономике по-прежнему на 19% ниже, чем экономическая активность мужчин.
Всё больше и больше компаний предлагают клиентам услуги онлайн-покупок и доставки на место. Что в свою очередь приводит к уменьшению количества консультантов и увеличению количества курьеров. То есть происходит так называемое устоявшееся в обществе сокращение «феминизированных» рабочих мест и увеличение «мужских» рабочих мест. Интернет-магазины также развивают новые привычки у потребителей, поэтому даже после окончания эпидемии всё больше и больше потребителей обращаются к электронным покупкам.
Под значительным ударом находится туристический сектор. Ситуация в этом направлении, вероятно, улучшится после победы над эпидемией. В настоящее время неизвестно, что отрасль будет делать после отмены карантина. Этому сектору, возможно, придется поддерживать высокие стандарты безопасности в долгосрочной перспективе, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на доходах и нанимаемом персонале.
Важность диверсификации экономики возникла в контексте нового коронавируса и вызванного им экономического кризиса. Сегодня Грузия больше зависит от туристического сектора и денежных переводов. В будущем необходимо развивать отрасли, которые являются относительно новыми для Грузии, хотя это уже стали одним из основных направлений деятельности для развитых стран. Это высокопроизводительный сектор услуг, включая финансовые услуги, информационные технологии, консалтинг и многое другое. Во время кризиса такая деятельность практически не затрагивалась, поскольку она требует меньшего присутствия на рабочем месте и может выполняться удалённо.
 
Удаленная работа – будущее сферы труда?
 
В развитых странах, где большая часть сотрудников занята офисной работой, структура занятости позволяет им работать удаленно, и, следовательно, в таких странах эта практика используется давно. Грузии, как и остальному миру, придётся смириться с новой реальностью и в случае необходимости быть готовой в любой момент перейти на удалённый режим. Однако по отраслям экономики, если мы посмотрим на распределение сотрудников, сегодня только 35% могут продолжать работать удалённо. Так что прекращение экономической активности в очередной раз станет самым тяжёлым ударом как для экономики, так и для большинства сотрудников. Следовательно, следует любой ценой избежать второй волны пандемий.
Хотя удаленная работа дает сотрудникам больше свободы, она также создает некоторые проблемы. Изменились стандартные условия труда для удаленно работающих. Например, местом работы сотрудника является место жительства, которое может не быть оборудовано в соответствии со спецификой работы. Трудно точно определить графики работы, сложно отличить рабочее время от сверхурочной работы. Все это ставит сотрудников в постоянный стресс. Поэтому при использовании такого режима работодателю необходимо иметь четкие правила, чтобы своевременно обеспечивать сотрудников всеми необходимыми условиями.
Кроме того, важно, чтобы сотрудники знали свои трудовые права, имели возможность при необходимости обращаться за юридической консультацией и, наконец, иметь возможность быть нарушенными в суде.
 
Стандарты безопасности труда при COVID-19
 
Распространение коронавируса создало ряд проблем в трудовых отношениях. В том числе, особенно по охране труда. Для обеспечения безопасной рабочей среды потребовался ряд стандартов. Соответственно, Министерство труда, здравоохранения и социальной защиты выпустило 35 инструкций по безопасности в соответствии с условиями COVID-19 с мая 2020 года, которые включают общие и отраслевые рекомендации.
Согласно этим инструкциям планирование и реализация мероприятий по охране здоровья работодателей, работников и других лиц на рабочем месте должны осуществляться в соответствии с общими рекомендациями и отраслевыми рекомендациями по конкретным мероприятиям по предотвращению распространения вирусной инфекции на рабочем месте.
 
Важно знать, что:
Общие рекомендации по охране здоровья работодателей, сотрудников и других лиц на рабочем месте являются обязательными для всех секторов, в которых на рабочем месте присутствует хотя бы один сотрудник и/или одно другое/третье лицо;
Разработка профилактических мер по распространению вирусной инфекции на рабочем месте должна основываться на анализе факторов риска, которые могут поставить под угрозу жизнь и здоровье работника или другого лица и/или вызвать временную или постоянную потерю трудоспособности;
Контроль на рабочем месте должен осуществляться систематически, чтобы полностью исключить угрозу, а если это невозможно, ее следует минимизировать и свести к минимуму.
 
Для обеспечения мер безопасности работодатель должен принять меры для поддержания следующей иерархии:
Прежде всего меры инженерного контроля (например – защитные барьеры и т. Д.);
Затем меры административного контроля (инструкции, обучение, обеспечение дезинфицирующими средствами, разработка плана действий в чрезвычайных ситуациях);
Наконец, используйте средства индивидуальной защиты (маски, защитные очки, перчатки, спецодежду).
 
Можно комбинировать меры контроля, чтобы предотвратить или остановить распространение вирусной инфекции на рабочем месте.
 
Общие требования к выполнению работы при вирусной инфекции
 
Чтобы спланировать меры профилактики вирусной инфекции, работодатель должен оценить и изучить проблемы, которые могут поставить под угрозу жизнь и здоровье работника.
Работодатель должен оценить уровень риска заражения из-за того, что работник находится за пределами страны, и, если факт поездки за границу считается потенциальной угрозой распространения инфекционного заболевания, сотрудники не должны выходить на работу, если:
а) они возможно получили вирус в течение последних двух недель;
б) находились в тесном контакте с человеком/лицами, являющимися носителями вируса (они должны пройти самоизоляцию/карантин в установленном порядке);
Работодатель должен оценивать специфику работы и индивидуальные характеристики сотрудника и должен позволять сотрудникам не выходить на работу, если:
а) иметь симптомы, характерные для респираторной инфекции (кашель, жар, озноб, затрудненное дыхание, общая слабость и др.);
б) относятся к группе высокого риска осложнений вирусной инфекции (возраст, хронические заболевания: сердечно-сосудистые заболевания, диабет, бронхиальная астма и другие заболевания дыхательной системы и др.).
 
Обязанности работодателя
 
Работодатель должен спланировать и реализовать профилактические меры по предотвращению распространения вируса на рабочем месте надлежащую гигиену и контроль для чего  обеспечить:
содействие частому и тщательному мытью рук;
выделение зоны для мытья рук для сотрудников и третьих лиц;
если мытье рук невозможно, использовать дезинфицирующее средство для рук, содержащее не менее 70% спирта;
поощрять сотрудников оставаться дома, когда они больны;
поощрять респираторный этикет, в том числе прикрывать нос и рот при кашле или чихании;
обеспечение рабочих мест одноразовыми салфетками и другими средствами индивидуальной защиты;
размещение закрытых емкостей для одноразовых салфеток или других гигиенических отходов, содержащих одноразовый пластиковый пакет;
информировать сотрудников о важности содержания больных дома, разработать график вахты и/или выполнять работу удаленно;
при транспортировке сотрудников на рабочее место санитарную обработку внутреннего пространства транспортных средств производить после каждого пройденного маршрута следования, но не более чем за 10 часов до пересадки пассажиров.
 
К тому же:
Работодатели должны разработать политику и процедуры для немедленной изоляции лиц с признаками и/или симптомами вирусной инфекции.
Работодатель должен проводить обучение сотрудников:
а) принятию мер по предотвращению распространения вируса на рабочем месте;
в) принятию мер в случае обнаружения вирусной инфекции;
Работодатель должен также обеспечить гибкость политики предоставления отпуска по болезни сотруднику и ее соответствие руководящим принципам общественного здравоохранения.
Работодатель должен, насколько это возможно, разработать гибкую политику, которая позволит сотрудникам оставаться дома (если специфика их работы позволяет, то работать удалённо, а также освобождать от обязанности приходить на работу).
При выполнении любой деятельности работодатель должен заранее разработать план готовности к инфекционным заболеваниям и реагирования (план действий в чрезвычайных ситуациях).
При разработке плана работодатель должен учитывать требования, которые помогут ему определить, как предотвратить распространение вируса на рабочем месте, и принять соответствующие меры в случае его обнаружения на рабочем месте;
План действий в чрезвычайных ситуациях должен включать и учитывать:
а) уровень риска, связанный с работой и задачами, выполняемыми работниками на рабочем месте;
в) где, как и к каким источникам вирусной инфекции сотрудники могут оказаться уязвимыми;
в) следует учитывать индивидуальные факторы риска сотрудников (например, возраст, наличие хронических заболеваний и т. д.) особенно в общественных местах, в отношениях с клиентами и т. д.
 
Профсоюзы продолжают активно работать над вопросами охраны труда. Информирование и консультирование сотрудников по этим вопросам – одно из важнейших и приоритетных направлений для нас.
События, последовавшие за появлением COVID-19, показали, что существующие правила в этой области постоянно обновляются, поэтому профсоюзы активно следят за текущими событиями, и, следуя новым правилам, положениям и инструкциям, мы продолжим информировать общественность о всех мероприятиях.
 
Безопасность – это ответственность каждого из нас!