ПРАВИТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ ДАН СТАРТ НОВОЙ СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
среда, 18 ноября 2020 г.
18 ноября на заседании Правительства поддержан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы».
Этим актом предусматривается введение в государстве новой системы пенсионного обеспечения. Касаться она будет работников, работающих во вредных и особо вредных условиях труда, и на начальном этапе будет охватывать 135 тыс. работающих в возрасте до 35 лет.
В своем выступлении в онлайн-формате председатель Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой подчеркнул, что проблема нормативного урегулирования льготного пенсионного обеспечения требует решения, поскольку на сегодня ситуация в этой сфере является критической. Часто звучат мнения о необходимости отмены льготного пенсионного обеспечения, как пережитка предыдущей, ещЁ советской системы. Это, безусловно, беспокоит как пенсионеров, так и самих работников, работающих в этой сфере.
В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что с учетом изменений, которые произошли в последние годы в процессе становления независимого государства Украина, многие отечественные предприятия уже прекратили свою деятельность, прошли реструктуризацию или стали экономически неактивными. Задолженность таких предприятий перед Пенсионным фондом Украины по льготникам за последние 10 лет выросла более чем в 5 раз и на сегодня составляет более 14 млрд.
Возникает почти патовая ситуация: бизнес за этих работников денег в ПФ не перечисляет. Но люди, которые имеют право на пенсию, должны её получать! Если этого не происходит, с ними должно рассчитываться государство. Это может осуществляться либо за счёт средств из госбюджета, либо путём перераспределения средств Пенсионного фонда.
Профсоюзы видят в этом несправедливость, потому что это уменьшает возможности повышения пенсий для всех пенсионеров. Фактически одни пенсионеры должны себе в убыток обеспечивать пенсией других, ведь, это делается за счёт средств Пенсионного фонда, и указанные средства могли бы быть направлены на повышение пенсий для всех пенсионеров не льготных категорий.
Почему за работодателя должны рассчитываться государство или Пенсионный фонд?
Несмотря на это, во время длительных дискуссий по решению указанной проблемы социальные партнёры ещё 2017 пришли к общему мнению, что за работников, работающих во вредных условиях труда, работодатель должен платить более высокую ставку Единого социального налога. И это было бы справедливым.
«А кто же должен обеспечить вот эти дополнительные выплаты за своих работников, как не работодатель? – спрашивает Григорий Осовой. – Меняй условия труда, устраняй вредные факторы на производстве, и ты не будешь платить дополнительные деньги в виде повышенного социального налога. Таким образом, если было решено, что дополнительным (с установленным ЕСН – 22%) для работодателя вкладом на льготных работников должно быть – 15% за тех, кто работает в особо вредных условиях (Список № 1), и 7% – для тех, кто работает во вредных и опасных условиях труда (так называемый Список № 2). Именно из этого дополнительного ресурса могли бы быть осуществлены выплаты пенсионерам-льготникам. Такой законопроект был подготовлен и поддержан тремя сторонами социального диалога, но предыдущим составом Верховной Рады он так и не был принят. Теперь новая команда снова вернулась к этому вопросу».
Что же теперь предложено Правительством?
Для работников, не достигших возраста 35 лет и работающих во вредных и особо вредных условиях труда, создается новая – накопительная профессиональная пенсионная система, к которой работодатель будет перечислять соответствующую сумму денег (согласно списку 1 или списком 2). Для этого будет создан негосударственный пенсионный фонд, где для работников будут открыты накопительные счета, с которых они впоследствии будут получать деньги.
Фактически, это пилотный проект, своего рода, эксперимент. Такая система предлагается только для отдельной категории работников. Согласно законопроекту некоторые категории должны обязательно перейти к такой системе, но у работника есть возможность добровольно выбрать другую систему пенсионного обеспечения, в частности, солидарную, что может быть закреплено в коллективном договоре. И здесь возрастает роль профсоюзов.
«Во время дискуссий и разработке этого законопроекта профсоюзы видели другой механизм функционирования накопительной профессиональной пенсионной системы, - подчеркивает председатель ФПУ. – Взносы должны аккумулироваться в Пенсионном фонде, который должен создавать государственные профессиональные пенсионные системы. Таким образом, государство брало бы под свой патронат новую систему и выступала бы определенным ее гарантом, чего пока, к сожалению, нет».
Поэтому в своём выступлении на заседании правительства Григорий Осовой высказал предостережение по поводу того, какой будет пенсия для указанной категории работников. Если сейчас в существующей солидарной системе работодатель платит за работника 22% ЕСН, то в новой системе размер взносов будет гораздо меньше. И получается, что этих денег может оказаться недостаточно, чтобы названные категории лиц получали пенсии хотя бы в размерах, пока гарантированы солидарной пенсионной системе. Поэтому мотивация переходить на новую систему пока отсутствует.
Представитель профсоюзов также обратил внимание на гарантиях указанных пенсионных накоплений. В законопроекте прописано, что государство должно обеспечивать контроль за деятельностью упомянутых фондов, вести регуляторную политику. Но гарантий или возмещений в случае форс-мажоров, банкротства негосударственных пенсионных фондов или мошеннических действий, к сожалению, не предусмотрено.
И также нет гарантий от инфляционного обесценения этих активов, ведь они должны вкладываться в доходные финансовые инструменты, чтобы это обеспечивало их сохранность. Также нужно учитывать стоимость управлению активами, здесь должны быть высокодоходные источники размещения указанных накоплений.
И ещё одно, на что обратил внимание представитель профсоюзов – слишком быстро планируется введение новой пенсионной системы (во втором квартале 2021), тогда как сама её инфраструктура на сегодняшний день ещё не определена. Такое ускоренное её внедрение может создать много проблем. К слову, международные эксперты из Международной организации труда также считают, что на Украине введение второго уровня обязательной накопительной пенсионной системы является преждевременным. Для этого прежде всего необходимо экономическая стабильность.
В конце обсуждения Премьер-министр Денис Шмыгаль поблагодарил профсоюзы за конструктивные предложения в законопроект и выразил уверенность, что при дальнейшем его обработке в комитетах Верховной Рады Украины, все они будут тщательно изучены депутатами.