В МОЛДОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ НАХОДИТСЯ ТЕПЕРЬ В ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
пятница, 20 ноября 2020 г.
Благодаря твердой позиции Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы на заседании Парламента Республики Молдова 19 ноября проект Закона о внесении изменений в нормативные акты был проголосован в обоих чтениях, говорится в сообщении на сайте профцентра, подписанном Еленой Каркилан, руководителем Инспекции труда профсоюзов
Названный Закон вносит изменения в следующие акты:
- Закон № 140/2001 о Государственной инспекции труда;
- Закон о безопасности и гигиене труда № 186/2008,
- Закон № 131/2012 о государственном контроле над предпринимательской деятельностью,
- Трудовой кодекс,
- Кодекс о правонарушениях и т.д.
Целью принятого Закона является восстановление контрольных функций Государственной инспекции труда (ГИТ) в области безопасности и гигиены труда и в области трудовых отношений, обеспечивая ее функциональную целостность в соответствии с Конвенцией МОТ № 81/1947 об инспекции труда в промышленности и торговле и Конвенцией № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве, ратифицированных Республикой Молдова.
В то же время изменения направлены на обеспечение работоспособности системы контроля в области безопасности и гигиены труда и разблокирование ситуации конфликта компетенций между 10 компетентными органами в области охраны труда при проведении государственного контроля и расследовании несчастных случаев на производстве.
Законопроект содержит ряд поправок к другим действующим законам. Таким образом, Трудовой кодекс будет дополнен нормой, наделяющей Государственную инспекцию труда компетенцией по контролю в области охраны труда. Поправки к Кодексу о правонарушениях дают ГИТ компетенцию констатировать правонарушения в области охраны труда и здоровья. В то же время ГИТ не будет исключена из сферы действия Закона № 31/2012 о государственном контроле за предпринимательской деятельностью.
Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы хотела бы отметить конструктивную позицию Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Республики Молдова в работе по возвращению контрольных функций в области охраны труда и здоровья Государственной инспекции труда, в соответствии с международными актами, участником которых является Молдова.
НКПМ постоянно выражала свое категорическое несогласие с ограничением положений закона о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательных и других нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и всегда выступала за исключение ГИТ из сферы действия Закона № 131/2012 и поддержание в интегрированном формате осуществляемой им инспекционной системы (с полномочиями контроля в области трудовых отношений и охраны труда).
Ограничение полномочий ГИТ по контролю за безопасностью и гигиеной труда и делегирование этих полномочий 10 органам власти, по мнению экспертов МОТ, являлось уникальной моделью как в Европе, так и во всем мире.
НКПМ считает, что принято во внимание, даже если частично, представление Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ, который обнаружил в существующей системе инспекции ряд несоответствий национальным нормам.
Кроме того, в своих отчетах, Международное бюро труда прокомментировало систему инспекции труда в Республике Молдова, а именно: «ограничения на проведение внеплановых проверок, содержащиеся в статьях 18 и 19 Закона о государственном контроле за предпринимательской деятельностью № 131 от 08.06.2012, несовместимы с требованиями ст. 12, п. (1), буквы (a) и (b) Конвенции МОТ № 81/1947 и с положениями ст. 16, п. (1), буквы (a) и (b) Конвенции МОТ № 129».
НКПМ неоднократно, в течение 2013–2020 годов, обращалась к Правительству и Парламенту Республики Молдова с целью устранения противоречий между национальным законодательством и положениями Конвенций МОТ и восстановления полномочий и компетенции Государственной инспекции труда в соответствии с существующей правовой базой до принятия Закона № 131/2012.
Понятие реформы подразумевает процесс изменений к лучшему, который отвечает вызовам и требованиям в области безопасности и гигиены труда. Тем не менее, ситуация регресса и обострения в области безопасности и гигиены труда, где были соблюдены конституционные права (статья 43, параграф 2) работников на справедливые и удовлетворительные условия труда, на защиту жизни, здоровья, физической и психической неприкосновенности работников, была компромиссной, а именно: рост количества несчастных случаев на производстве в 2019 году, что свидетельствует о тревожной ситуации, характеризующейся систематическими нарушениями требований безопасности и гигиены труда.
Требования по безопасности труда и охране здоровья носят профилактический характер, их цель — предотвратить несчастные случаи на работе. Вмешательство (плановое и неожиданное) инспекторов труда в предотвращение профессиональных рисков на объектах, подлежащих государственному контролю, порождает определенную дисциплину в области организации и проведения мероприятий по защите работников.
От редакции.
Остается добавить, что настойчивость профцентра Молдовы наконец-то достигла результата, и голос разума был парламентариями услышан. Жаль только, что на это потребовалось столько лет и так много усилий. Поздравляем коллег с победой!