Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
пятница, 15 января 2021 г.
Для обсуждения возможных изменений, аккумулирования предложений национальный профцентр и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь создали диалоговую площадку. Её участники рассмотрели внесенные профсоюзами инициативы.
«Вопрос о необходимости совершенствования пенсионной системы мы поднимали на VIII съезде Федерации профсоюзов, который прошел в феврале 2020 года. Тогда глава государства поддержал нашу инициативу и подчеркнул, что существующая пенсионная система однозначно требует своего развития, – отметил председатель ФПБ Михаил Орда. – Одна из основных проблем сейчас в том, что действует, так скажем, уравнительный принцип. Эти подходы, на наш взгляд, надо менять. Каждый человек должен быть уверен в том, что его пенсия будет соответствовать его трудовым заслугам».
Направленные в Правительство предложения Федерации профсоюзов по совершенствованию пенсионной системы нацелены на решение вопросов, которые сегодня волнуют членов трудовых коллективов.
В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается активнее использовать дополнительное пенсионное страхование. Причем речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в стране. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.
Кроме того, достаточно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов по исчислению страхового стажа. Например, сейчас в него не входят периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
«Сегодня в страховой стаж засчитывается, к примеру, период срочной военной службы. Такой же подход, по нашему мнению, должен применяться и в отношении женщин при рождении детей», – отметили в Федерации профсоюзов.
Следует отметить, что постепенное увеличение страхового стажа, необходимого для начисления трудовой пенсии, приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить выплаты. И зачастую не по своей вине. Например, человека увольняют в связи с сокращением численности или штата, и у него отсутствует требуемый страховой стаж (от нескольких месяцев до незначительного количества лет). При этом трудоустроиться в предпенсионном возрасте сложнее. Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачиваются страховые взносы или члены коллектива переводятся на неполный рабочий день, отправляются в отпуска без сохранения заработной платы.
В качестве решения подобных проблемных ситуаций ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения недостающего страхового стажа застрахованному лицу и смягчить некоторые условия его исчисления.
Еще один актуальный вопрос – размер выплат работающим пенсионерам. Сейчас размер их пенсий не пересчитывается и не зависит от количества лет, отработанных уже после выхода на заслуженный отдых. Однако работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.
«Этот вопрос обсуждается во многих трудовых коллективах, – подчеркнули в Федерации профсоюзов. – Мы предлагаем установить здесь более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после её назначения. Альтернативный вариант – отменить в отношении таких работников взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1% заработной платы».
С учетом постепенного повышения пенсионного возраста все более актуальным становится и вопрос занятости людей зрелого возраста. Для защиты интересов таких работников предлагается ввести на законодательном уровне понятие предпенсионного возраста, установить его порог на уровне 5 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
«Сегодня Трудовым кодексом Беларуси предусмотрено, что наниматель обязан продлить контракт либо заключить новый с добросовестным сотрудником (с его согласия), которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, на срок не менее, чем до достижения указанного возраста, – пояснили в национальном профцентре. – С учётом развития цифровой экономики, модернизации производства людям зрелого возраста все труднее на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому предлагается распространить эти гарантии Трудового кодекса на лица, которым до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет».
Кроме того, ряд предложений ФПБ касается вопросов начисления пенсий за особые условия труда, профессиональной и льготной пенсий отдельным категориям работников.