Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
пятница, 19 февраля 2021 г.
18 февраля в режиме видеоконференции состоялось 25 заседание Совета руководителей миграционных органов (СРМО) государств - участников СНГ, в котором участвовали заместитель генерального секретаря ВКП Н.Подшибякина и руководитель Департамента ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся А.Баленко.
В заседании приняли участие делегации миграционных органов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Исполкома СНГ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В качестве наблюдателей на заседании присутствовали представители Туркменистана, Евразийской экономической комиссии.
Открыл и вёл заседание председатель СРМО, первый заместитель министра МВД России А.Горовой. Было рассмотрено 10 вопросов.
С приветственным словом к членам Совета обратился Генеральный секретарь – руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Д.Кобицкий.
В своём выступлении он отметил: «В соответствии с одним из первых документов, принятых МПА СНГ — Хартией социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994), — государства СНГ обязуются соблюдать принцип свободы миграции населения между ними. Продолжающаяся пандемия COVID-19 вынудила страны Содружества практически закрыть границы, существенно снизив миграционные потоки между нашими государствами. И миграционным ведомствам предстоит решение серьезной задачи по восстановлению и регулированию миграционных потоков в постпандемийный период».
По словам Д.Кобицкого, с началом работы Совета в 2006 году и развитием планомерного сотрудничества модельная законодательная база СНГ в сфере миграции формируется более эффективно. К настоящему времени МПА СНГ разработаны и приняты 24 модельных законодательных акта и другие документы, регламентирующие различные аспекты миграционных процессов. Кроме того, подготовлен модельный Миграционный кодекс, принятие которого ожидается 16 апреля 2021 года на 52-м пленарном заседании МПА СНГ.
«Вопрос эффективного регулирования миграционных процессов для СНГ — один из наиболее актуальных. В этой связи последовательная, прозрачная и всеобъемлющая национальная политика, пользующаяся широкой общественной поддержкой, должна дополняться тесным сотрудничеством между государствами, принимающими и направляющими трудящихся-мигрантов. Миграция как транснациональное явление не может управляться эффективно в долгосрочном плане без координации и межгосударственного диалога», — заключил Генеральный секретарь Совета МПА СНГ.
На заседании были подробно обсуждены вопросы миграционной ситуации, изменений в национальном законодательстве в области миграции и правоприменительной практики миграционных органов государств СНГ, обусловленных пандемией COVID-19, представлены обстоятельные доклады руководителей миграционных служб каждой из участвовавших в заседании стран СНГ.
Лейтмотивом всех выступлений стало то, что пандемия внесла серьёзные коррективы в повестку дня и заставила пересмотреть подходы к решению широкого спектра задач, связанных с миграционным процессом. В подавляющем большинстве докладчики отмечали значительное сокращение миграционных потоков в 2020 году по сравнению с предыдущим периодом. Так, миграционный поток в Азербайджанской Республике в 2020 году сократился в 4 раза, в Казахстане – в 3 раза, в Россию прибыло мигрантов на 70% меньше, чем в 2019 году.
Участники заседания ознакомились с опытом Республики Беларусь по осуществлению миграционного контроля в связи с посещением туристами специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» и прилегающих к нему территорий, с опытом Государственной миграционной службы Азербайджана по организации деятельности колл-центра.
Для профсоюзов особый интерес представил опыт Кыргызстана в области организации трудовой приграничной миграции. Кыргызстан граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. С Китаем приграничная миграция отсутствует в силу географических причин (страны разделяют горы), Казахстан регулирует миграционные процессы по нормам ЕАЭС. На границах же с Узбекистаном и Таджикистаном широко распространена так называемая маятниковая миграция, когда утром значительное количество мигрантов прибывает в страну, а вечером уезжает. В основном это происходит нелегально, без оформления документов на трудовую деятельность. Таким образом, нет единой системы учёта. Маятниковая миграция порой беспокоит местное население, влияет на местный рынок труда.
В целях упорядочения процесса, введения его в правовое поле Государственной службой миграции Республики Кыргызстан разработан проект Порядка временной трудовой деятельности в приграничных территориях, в соответствии с которым вводится термин «приграничный трудовой мигрант». Приграничным трудовым мигрантам предлагается осуществлять трудовую деятельность на основе патента, страховые взносы не требуются.
Следует также отметить, что в республике ведётся работа над проектом закона о внешней трудовой миграции.
Республика Таджикистан представила информацию об опыте работы совместных пилотных центров по организованному набору и трудоустройству граждан Таджикистана в организациях и на предприятиях Санкт-Петербурга. За время реализации проекта при содействии Центра трудовых ресурсов Санкт-Петербурга было устроено на работу более 1400 человек в такие отрасли, как строительство, торговля, сфера услуг. Наиболее востребованные профессии: водители, каменщики, бетонщики, монтажники, подсобные рабочие (последние – около 67%) и другие. В Таджикистане в центры по оргнабору, созданные в рамках проекта, с целью трудоустройства обратилось более 9 тыс. человек, за консультацией – более 6 тыс. человек. Центры ведут работу по распространению информационных материалов, проведению видеоконференций, отбору анкет соискателей, предварительному обучению. Цель данного проекта – направить стихийную трудовую миграцию в организованное русло.
Заслушана информация об имеющихся проблемах в миграционной сфере и предпринимаемых мерах по их разрешению в Республике Узбекистан. Следует отметить, что в результате совершенствования миграционного законодательства упрощён ряд норм в этой сфере. С 15 июля 2018 года в Узбекистане начал работать визовой портал, где граждане 58 стран мира могут оформить электронную туристическую визу без обращения в дипломатические представительства Узбекистана за рубежом.
Членом Совета от Республики Казахстан представлена информация об автоматизации учета миграционных процессов в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан», а представителем Республики Армения – о разработке расширенного миграционного профиля.
На заседании рассмотрен ход реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы в области борьбы с незаконной миграцией, а также утверждены План работы Совета на 2021 год и график его заседаний на 2021–2023 годы.
В заключение первый заместитель министра МВД РФ А.Горовой обратился к представителям государств – участников СНГ с просьбой проинформировать своих граждан, работающих в России, о необходимости своевременно проверить свой миграционный статус в связи с приближающимся окончанием пандемии.