Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
среда, 14 июля 2021 г.
В настоящее время на рынке труда Узбекистана наряду с неформальной занятостью получили распространение новые виды нестандартной занятости, такие как неполная занятость, самозанятость, сезонная, временная, дистанционная занятость, фриланс и другие.
Нестандартная занятость представляет собой отношения занятости, отличные от традиционных трудовых отношений между работником и работодателем. Она предполагает наличие нетипичных условий труда в рамках выполнения трудового договора. При этом на работников нестандартной занятости должно распространяться трудовое законодательство. На практике же нестандартно занятые работники зачастую не имеют доступа к таким базовым трудовым правам, как право на социальное страхование, право на получение пособий по временной нетрудоспособности, право на трудовой и социальные отпуска, охрану и безопасность труда.
По данным профсоюзного мониторинга подавляющее большинство сезонных работников и 83,5% дистанционных работников не были включены в систему социального страхования и обязательного страхования гражданской ответственности работодателя, не были наделены правами на получение пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам. Такое положение было характерно и для 45% временных работников.
При этом почти все работники с неполной занятостью охвачены и системой социального страхования, и страхованием гражданской ответственности работодателя, и правом на получение пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Большинство нестандартно занятых работников не могут в полной мере воспользоваться и льготами по коллективному договору своих организаций. Так, например, дистанционным работникам и надомникам не положены выплаты в счет компенсаций на проезд и питание, а также повышенная оплата за работу в выходные и праздничные дни и в сверхурочное время.
Профсоюзы Узбекистана выступают за уточнение правового статуса нестандартно занятых работников и их социальную защиту.
В Стратегических направлениях деятельности Федерации профсоюзов Узбекистана на 2021–2025 годы, определено: «Учитывая то, что нестандартные формы занятости могут внести определенный вклад в рост уровня общей занятости населения за счёт повышения гибкости рынка труда, Федерация и ее членские организации будут добиваться распространения на нестандартно занятых работников системы социальной защиты и социального страхования».
В Узбекистане наиболее крупным сегментом нестандартной занятости является сезонная занятость сборщиков хлопка.
Федерация профсоюзов Узбекистана совместно с Торгово-промышленной палатой и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций ежегодно проводит мониторинг недопущения детского и принудительного труда в период сбора хлопка.
Сезон сбора хлопка урожая 2020 года проходил на фоне отмены государственного заказа на производство хлопка-сырца, усиления санитарно-гигиенических требований из-за пандемии Covid-19, повсеместного развития кластерного производства, повышения минимальных ставок за килограмм собранного хлопка и (впервые) приоритета индивидуально-договорных отношений между сборщиками и работодателями.
Также Кабинет Министров одобрил предложение Федерации профсоюзов о привлечении сборщиков хлопка во временное членство в профсоюзе работников Агропромышленного комплекса.
В период подготовки к хлопкоуборочному сезону Федерация профсоюзов выявила ряд пробелов в нормативном сопровождении процесса сбора хлопка в вопросах охраны и безопасности труда, а также в вопросах реализации прав сборщиков на объединение и на ведение коллективных переговоров.
Поэтому по инициативе профсоюзов было созвано заседание Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам, которая утвердила образцы документов, необходимых для вступления сборщиков во временное членство профсоюза.
Кроме того, в утвержденных Трёхсторонней комиссией Рекомендациях был приведен образец отрядного коллективного договора, а также определены минимальные санитарно-гигиенические требования к организации хлопкоуборочных работ, включающие также меры по недопущению распространения коронавируса.
Реализация рекомендаций Трёхсторонней комиссии, хотя и привела к некоторому росту издержек работодателей, но предотвратило всплеск заболеваемости Covid-19 у сборщиков хлопка, в результате чего работники получили доход, а фермеры и кластеры – свою прибыль.
За весь сезон сбора хлопка из 1 882 760 сборщиков во временное профсоюзное членство было привлечено 1 123 314 человек, или 60%
В недавно опубликованном кратком исследовании Международной организации труда «Социальный диалог спустя год после вспышки пандемии Covid-19: основные результаты» (Research Brief «Social dialogue one year after the outbreak of Covid-19 pandemic: Spotlight on outcomes») опыт Узбекистана был отмечен в качестве положительного примера социального диалога, направленного на повышение безопасности и гигиены труда, реализацию права на свободу объединений и борьбу с практикой принудительного труда в хлопковой индустрии.
Cистемная работа по защите прав и интересов сборщиков хлопка профсоюзами будет продолжена и в нынешнем сезоне и, по мере роста активности работников, будут налажены коллективные переговоры об оплате и условиях труда.