Актуально

ПРОШЛА СЕРИЯ ВЕБИНАРОВ МОТ ПО ФОРМАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАН БРИКС

пятница, 20 августа 2021 г.
В последние годы активизировалось сотрудничество между Международной организацией труда (МОТ), правительствами, представителями профсоюзов и частного сектора стран группы БРИКС – Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa).
 
На ряде саммитов БРИКС подчеркивалась необходимость перехода к формальной экономике посредством ориентированных на конкретную страну согласованных мероприятий и проектов по имплементации Рекомендации МОТ № 204.
Однако, вопреки сделанным ранее прогнозам доля неформальной экономики не только не снизилась, а во многих странах она существенный выросла. Пандемия продемонстрировала, что многие работники в неформальной экономике вынуждены постоянно искать заработок. Отсутствие работы и необходимость оставаться дома означает потерю рабочего места и средств к существованию.
 
Для обмена опытом перехода к формальной экономике между странами БРИКС в период с 2 по 19 августа 2021 года МОТ организовала проведение серии из шести вебинаров, сообщает сайт Федерации независимых профсоюзов России. Главной целью вебинаров является помощь участникам из стран БРИКС в определении настоящих и будущих проблем, которые являются барьером на пути к формальной экономике, а также возможность получить знания и поделиться ими, включая успехи и приобретённый опыт.
 
Вебинар 17 августа 2021 года был посвящен формализации экономики и неформальной занятости в Российской Федерации. На нём также был представлен проект по развитию навыков в Лаосе и Камбоджи, финансируемый Китаем в рамках сотрудничества Юг – Юг.
 
В качестве докладчиков от России на семинаре выступили: Елена Зотова, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН), кандидат экономических наук и Марина Баскакова, ведущий научный сотрудник Центра занятости и социально-трудовых отношений Института экономики Российской академии наук (ИЭ РАН), доктор экономических наук.
Они отметили, что ещё в 2016 году Россия инициировала сотрудничество между странами БРИКС в сфере труда и занятости, организовав первую встречу министров труда и занятости. Одним из вопросов повестки дня стала дискуссия на тему «Формализация рынка труда: качество и доступность рабочих мест».
 
Было особо подчеркнуто влияние COVID-19 на сферу труда стран БРИКС:
- значительный удар по неформальным работникам, ускорение цифровизации сферы труда,
- распространение удаленной работы,
- продолжающаяся работа над совершенствованием трудового законодательства и т.д.
Докладчики также выделили ряд проблем, возникающих в процессе формализации сферы труда, которые требуют решения: совершенствование классификации статуса трудящихся для обеспечения их необходимой социальной защитой, эффективный мониторинг процесса формализации, развитие социального диалога и сотрудничества различных социальных партнеров.
 
В свою очередь политика России по формализации сферы труда основана на совместных усилиях государственных органов, профсоюзов и ассоциаций работодателей, на развитии инфраструктуры сферы труда, расширении мер поддержки определенных категорий трудящихся подверженных риску.
Развитие инфраструктуры сферы труда в России связано с цифровизацией трудовых отношений, с введением с 2020 года электронных трудовых книжек и электронных больничных листов, созданием единого рынка труда стран ЕАЭС (в т.ч. уравнением в трудовых правах официально зарегистрированных трудящихся-мигрантов с гражданами РФ), созданием общероссийской базы вакансий и резюме «Работа в России», введением систем патентов для трудящихся-мигрантов из безвизовых стран.
 
Правительство задействовало новые программы помощи бизнесу и трудящимся в формальном секторе экономике, в 2020 году пособие по безработице было увеличено, а процесс его получения упрощен. В 2021 году Министерство труда начало реализовывать программы переподготовки безработных граждан. 
Благодаря программам государства по поддержке занятости в условиях пандемии COVID-19 неформальный сектор экономики России несколько сократился.