Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
понедельник, 13 сентября 2021 г.
В ВКП поступило обращение Международной конфедерации профсоюзов работников водного транспорта с просьбой оказать содействие в разработке на межгосударственном уровне рекомендаций странам СНГ по преодолению последствий пандемии COVID-19 в морском судоходстве и обеспечению безопасных условий труда моряков.
ВКП обратилась в Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников с просьбой рассмотреть данный вопрос на очередном заседании Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека МПА СНГ с последующим вынесением его на пленарное заседание Ассамблеи.
Более подробно ознакомиться с существом проблемы можно из прилагаемой ниже пояснительной записки МКП работников водного транспорта.
О принятии ряда мер по преодолению последствий
пандемии COVID-19 в морском судоходстве
и обеспечению безопасных условий труда моряков
Пандемия COVID-19 оказала чрезвычайно негативное влияние на работу морского судоходства. Во многом это отразилось на экономике стран мира, поскольку 85% грузов, перевозимых между ними, обеспечивается судами морского флота.
К сожалению, судоходная отрасль приходит в себя очень медленно. И, что самое печальное, «крайними» в сложившейся ситуации оказались моряки, т.е. как раз те люди, нормальная работа которых и определяет, в конечном счёте, функционирование отрасли.
Из-за повсеместных ограничений, связанных с пандемией коронавируса, суда не могут свободно заходить в порты, а моряки не могут свободно сойти на берег. Это означает, что отработавшие свои контракты моряки не имеют возможности отправиться домой к своим семьям, а их коллеги, заключившие такие контракты, не могут добраться до нужного им порта и судна.
В итоге возник «кризис смены экипажей», и моряки нередко вынуждены оставаться на судах много более года, что грубо противоречит всем существующим нормам и международным конвенциям, пагубно отражается на здоровье и работоспособности моряков. Из общего количества ⁓ 1,5 млн членов экипажей, работающих в судоходной отрасли, до ⁓ 600 тыс. не могут вернуться домой.
Положение осложняется тем, что инфекционная ситуация очень переменчива, и, если, например, в Сингапуре, Абу-Даби или Рио-де-Жанейро вчера было относительно спокойно и границы приоткрылись, то уже завтра спокойствие испарилось и границы «на замке».
Появились многочисленные вакцины против COVID-19, что само по себе прекрасно, но применительно к морякам они добавили проблем. Как вовремя доставить необходимые дозы вакцины в конкретный порт, тем более что большинство разработанных препаратов следует вводить дважды, с промежутком в 2-3 недели? И если даже моряк «привился» в своей стране, то как быть, если в каком-то иностранном порту его сертификат о прививке местные власти не заходят признать? Где и как лечить уже заболевших моряков? Кто и в каком размере должен оплачивать дополнительные издержки, связанные с вакцинацией, репатриацией, лечением, контрактной переработкой членов экипажей? И так далее.
Конечно, авторитетные международные организации, вполне осознающие серьёзность обозначенных проблем, стали предпринимать попытки их преодоления.
Уже в апреле 2020г. Международная федерация работников транспорта (МФТ) и Международная палата судоходства (ICS) опубликовали совместное обращение к правительствам с призывом способствовать свободному передвижению моряков. В частности, они призывали:
- Определить ограниченное количество аэропортов для безопасного передвижения и репатриации экипажей.
- Рассматривать моряков как ключевых работников, предоставляющих необходимые услуги во время пандемии COVID-19, и отменить национальные ограничения, предназначенные для пассажиров и вспомогательного персонала.
- Выполнить свои обязательства по поддержанию цепочек поставок, принимая все необходимые срочные меры по этому вопросу.
В том же месяце всем государствам - членам Международной морской организации (IMO, действует в структуре ООН) было разослано послание генерального секретаря Китака Лимы, в котором он охарактеризовал членов экипажей морских судов, как людей, находящихся на передовой линии глобальной борьбы с пандемией. Он настоятельно призвал признать всех моряков в качестве «ключевых работников», устранить любые препятствия для продления их документов и отменить национальные ограничения на перемещение, чтобы одни могли вернуться домой после окончания контрактов и воссоединиться с семьями, другие – прибыть на суда.
Спустя два месяца, в июне 2020г. генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) Мукиса Китуйи и генеральный секретарь IMO Китак Лим подписали заявление с призывом к государствам позаботиться о благополучии моряков, разрешить смену экипажей и убедиться, что у тружеников моря есть возможность получить необходимую документацию и безопасно добраться домой, а также – беспроблемный доступ к медицинской помощи на борту судна.
В своем заявлении IMO и UNCTAD также подчеркнули настоятельную необходимость закрепления статуса «ключевых работников» для моряков и рыбаков, персонала оффшорного сектора и обслуживающего персонала в портах. Правительства и местные власти должны признать, что эти работники выполняют услуги первой необходимости, независимо от гражданства, и должны сделать для них исключение из ограничений на передвижение в своей юрисдикции.
В том же июне IMO приняла решение в честь Дня моряка (отмечаемого ежегодно 25 июня) провести кампанию «Моряки – ключевые работники». IMO заявила: «Мы призываем все государства-члены признать этот статус за членами экипажей, обеспечить им всестороннюю поддержку и расширить их возможности передвижения. Кампания 2020 года не только воздаёт должное морякам, признавая их жертвы и проблемы, но и стремится повысить осведомлённость об их работе в период карантина и поблагодарить за их вклад. IMO призывает общественность признать, что способность членов экипажей доставлять жизненно необходимые грузы невероятно важна для преодоления пандемии. К морякам необходимо относиться с достойным их труда уважением».
1 декабря 2020г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию, которой призвала все государства-члены ООН признать моряков и другой морской персонал «ключевыми работниками» и принять меры для разрешения кризиса, связанного со сменой экипажа.
В январе уже нынешнего года ICS выступила с новым заявлением. Она призвала государства вакцинировать, в первую очередь, моряков и береговых работников, а также признать членов экипажей ключевыми работниками. По мнению организации, эти шаги необходимы, чтобы не допустить продолжения и усугубления кризиса смены экипажей 2020 года. ICS требует, чтобы государства, которые снова начали накладывать ограничения на поездки после известий о мутации COVID-19, признали жизненно важную роль, которую моряки играют для мировой экономики и глобальной системы поставок.
По состоянию на январь 2021г. более 300 компаний и организаций (а к марту их стало почти 500) подписали «Нептуновскую» декларацию о благополучии моряков и смене экипажей (The Neptune Declaration on Seafarer Wellbeing and Crew Change), призывающую к действиям по преодолению кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Среди подписантов – крупнейшие транснациональные корпорации.
Эта инициатива с участием заинтересованных представителей морского судоходства была разработана Специальной рабочей группой по смене экипажей в морской индустрии, созданной Глобальным морским форумом, в её состав вошли представители самых разных компаний, причастных к морским перевозкам, а также отраслевых и международных организаций, включая МФТ, ICS, Международный совет морских работодателей (IMEC), Глобальный морской форум и Всемирный экономический форум.
В Декларации определены ключевые меры по преодолению кризиса. В первую очередь, моряков следует признать ключевыми работниками и относиться к ним соответствующим образом, предоставив первоочередной доступ к вакцинации против COVID-19. Необходимо внедрить высококачественные протоколы охраны здоровья и расширить сотрудничество между операторами судов и фрахтователями в целях содействия сменам экипажей, и, конечно же, обеспечить авиасообщение между ключевыми морскими хабами.
Уже более 60 государств признали моряков ключевыми работниками, однако многих морских держав среди них нет. Это создаёт запрос внутри индустрии на новые решения в вопросе распределения вакцин, дабы гуманитарный кризис, с которым пришлось столкнуться морякам, не стал хуже.
Таким образом, совершенно очевидно, что самые авторитетные международные организации на глобальном уровне не только всецело признают исключительно важную роль морского судоходства и работающих в нём моряков, но и предпринимают активные усилия для реальной поддержки отрасли и её тружеников. Однако без практической помощи государств эти усилия не достигнут полной эффективности.
В регионе стран СНГ и Грузии имеются страны с развитой морской отраслью, в которых живут тысячи моряков, работающих в международном судоходстве. Моряки, как правило, работают на судах под национальными флагами, но немало и таких, которые, в силу экономических и организационных причин, вынуждены трудиться на судах под так называемыми «удобными» флагами с, мягко говоря, сомнительными условиями труда и быта.
В отдельных государствах региона, например, в России, этой проблеме уделяется постоянное внимание (главным образом, со стороны профсоюзов), и это отрадно. Но если, с учётом вышесказанного, проблеме поддержки отрасли и работающих в ней моряков в условиях пандемии COVID-19 будет оказано необходимое внимание на уровне парламентов и органов исполнительной власти, то это, вне сомнения, благотворно скажется не только в нашем регионе, но и в целом на международном судоходстве.