Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
вторник, 22 марта 2022 г.
18 марта в Центре международной торговли в Москве прошел Международный экономический форум «Зеленая повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии», организованный Деловым центром экономического развития СНГ при поддержке Исполкома СНГ и деловых структур стран Содружества.
Он проходил одновременно с очередным заседанием Экономического совета СНГ с участием вице-премьеров государств, представителей Исполкома Содружества, руководящих работников министерств, ведомств, представителей органов власти, торгово-промышленных палат, отраслевых объединений и банковских сообществ, а также предпринимателей стран региона, представителей средств массовой информации, международных общественных организаций, зарубежных гостей и партнеров. От ВКП в заседании приняла участие заместитель Генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.
Участники форума обсудили перспективы экономического сотрудничества стран Содружества в контексте низкоуглеродного развития. Форум проходил в виде пленарного заседания и следующих секций: миссия национальных институтов развития в «зеленой» повестке стран СНГ; риски и возможности декарбонизации экономики для предприятий стран региона; моногорода: инвестиции в развитие; кадры для «зеленой» экономики; трансформация нефтегазовой отрасли стран СНГ в условиях декарбонизации; устойчивое развитие горнодобывающей промышленности и металлургии в странах Содружества; новые возможности интеграции в конгрессной и выставочной сферах.
В рамках форума состоялся обмен мнениями по формированию новых контуров климатической и энергетической политики. Были обсуждены вопросы, связанные с эволюционным развитием «зеленой» энергетики в регионе, поиском рациональных подходов в выстраивании баланса интересов государства, бизнеса и общества в рамках «зеленой» повестки в странах СНГ.
На пленарном заседании среди выступающих были заместители премьер-министров Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, Заместитель Министра иностранных дел России, Председатель Правления Евразийского банка развития, руководители ряда хозяйствующих субьектов, банков, общественных организаций.
С приветствием к участникам форума обратился Председатель Исполнительного комитета СНГ С.Н.Лебедев. Он отметил, что ключевая тема сегодняшнего Форума была выбрана задолго до последних событий, но она сохранила свою актуальность и в эти дни.
Нам важно определить такие пути сотрудничества наших стран по развитию «зеленой» экономики, которые бы обеспечили устойчивый рост национальных экономик и СНГ в целом. Это необходимо сделать поскольку климатическая повестка становится одним из главных регуляторов мировой экономики.
СНГ в настоящее время остается весьма удобной и перспективной площадкой для взаимодействия в этой сфере, для обмена опытом и лучшими практиками по сокращению углеродных выбросов и переработке отходов, внедрению в производство современных энергоэффективных и экологически чистых технологий. В странах Содружества уже есть ряд успешно реализуемых соглашений по этим вопросам. Важно, чтобы процесс совместных разработок и объединения усилий наших стран давал реальные и ощутимые результаты.
По мнению С.Н.Лебедева достичь максимального эффекта позволит не введение тех или иных обременений на бизнес, как это делается в ряде стран, а именно совместная разработка «зеленых» технологий и создание условий по стимулированию их использования. Кроме того, государства региона должны сформировать такую систему внутреннего климатического регулирования, которая позволила бы обеспечить сопряжение национальных усилий по развитию новых отраслей индустрии с общими планами Содружества по «зеленой» экономике».
Председатель Исполкома СНГ подчеркнул: «Мое убеждение – с учетом многолетней работы на этой площадке – сегодня альтернативы СНГ нет. Но, как и любая организация, Содружество не может стоять на месте, ему необходимо совершенствоваться, укрепляться и расти. Напомню участникам Форума, что на долю СНГ приходится около трети мирового экспорта минеральных удобрений, одна шестая часть мирового экспорта энергоносителей. Это очень значимые и весомые показатели для современной экономической ситуации. Именно поэтому на площадках Форума обсуждается трансформация нефтегазовой и нефтехимической отрасли стран Содружества с учетом декарбонизации, устойчивое развитие горнодобывающей промышленности и металлургии государств СНГ».
Высказана уверенность, что совместные действия наших стран по реализации курса на «зеленую» экономику обеспечат устойчивое развитие национальных экономик и укрепление интеграционных связей.
Многие выступающие наряду с экологической повесткой останавливались на развитии государств в условиях санкций.
Заместитель премьер-министра Казахстана Б.Т.Султанов в своём выступлении отметил, что несмотря на внешние факторы и антиковидные ограничения, радует тот факт, что объем взаимной торговли за прошлый год составил порядка 33 млрд долларов, что на 30% больше по сравнению с 2020 годом. И имеется необходимый потенциал для дальнейшего увеличения этих показателей.
Что касается экологии, то сегодня проблема изменения климата выходит за рамки аграрной среды и затрагивает в первую очередь экономические вызовы. Необходимо отметить, что Казахстан осуществляет государственное регулирование выбросов парниковых газов начиная с 2011г. и уже имеет институциональную и правовую базу, а также видение достижения декарбонизации экономики. На сегодняшний день действует план до 2030 г. для выполнения страновых обязательств. Дорабатывается стратегия достижения углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года и национальных обязательств, принятых в рамках Парижского соглашения по климату.
В выступлении заместителя премьер-министра Беларуси И.В.Петришенко было отмечено, что благодаря совместной работе стран Содружества, удалось превзойти доковидные показатели в большинстве сфер национальных экономик. По итогам 2021 г. в целом по СНГ ВВП вырос на 5%, ни одна из стран Содружества не допустила падения по данному показателю. Зафиксирован рост взаимного товарооборота, объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, перевозки грузов, розничной торговли.
Глава белорусской делегации подчеркнул, что из-за резкого обострения геополитической обстановки и введения Западом беспрецедентных необоснованных и незаконных санкций в отношении отдельных государств СНГ экономическая ситуация в Содружестве кардинально меняется и требует совместных оперативных мер реагирования для сохранения экономического роста и минимизации негативных последствий для стран региона.
Заместитель главы Правительства информировал о приоритетных направлениях развития «зеленой» экономики в Беларуси, проводимой на национальном уровне работе, а также о ряде перспективных направлений сотрудничества в этой сфере. Он призвал к тесному взаимодействию в рамках СНГ по вопросам реализации климатической повестки, недопущения введения новых торговых барьеров во взаимной торговле, гармонизации «зеленого» финансирования и выразил уверенность, что углубление партнерства и реализация взаимовыгодных проектов будут надежной основой для поступательного укрепления экономик стран Содружества.
По мнению председателя Коллегии ЕЭК М.В.Мясниковича, у Евразийского экономического союза есть потенциал, чтобы противостоять беспрецедентным вызовам, искусственно созданным западными странами.
Евразийская экономическая комиссия в тесном взаимодействии с министерствами экономик, финансов и национальными банками стран Союза разработала перечень мер по повышению устойчивости экономик государств ЕАЭС. 17 марта т.г. этот документ был утвержден Советом ЕЭК, что станет конкретной программой действий по решению неотложных задач и работе на перспективу. Документ открытый, он может дополняться с учетом складывающейся ситуации.
Касаясь вопросов устойчивого развития и зеленой экономики, Председатель Коллегии ЕЭК напомнил, что в октябре 2021 г. главами стран-членов ЕАЭС было принято совместное заявление об экономическом сотрудничестве в рамках климатической повестки. По поручению Евразийского межправительственного совета на площадке Комиссии сформирована группа высокого уровня по сближению позиций государств в этой сфере.
«В настоящий момент проводится разработка Концепции по внедрению принципов зеленой экономики в ЕАЭС и дорожной карты климатической повестки Союза. Работа ведется открыто, все желающие могут вносить соответствующие идеи и предложения. Желательно, чтобы они носили конкретный прикладной характер и позволили совершенствовать нашу работу по реализации принятых международных обязательств и функционированию экономик государств Союза в формируемых внешних условиях», – отметил М.В. Мясникович.
Председатель Коллегии ЕЭК обратил внимание собравшихся на необходимость технологической модернизации производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Перечень инструментов целевого финансирования перспективных евразийских проектов Комиссией предложен. Отмечена важность реализации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий" по выстраиванию новых производственных и логистических цепочек между странами на основе цифровых технологий. Цель – вовлечь в 2022 г. в проект не менее 6 тысяч предприятий. Евразийская сеть может стать прочной основой для промышленной кооперации не только на пространстве ЕАЭС, но и в СНГ.
Заместитель министра иностранных дел РФ А.А.Панкин высказался об уделении большего внимания в сегодняшних условиях поддержанию и развитию экономики стран региона. Тяжелый период санкций перекрыл кислород к новым технологиям, финансированию. Сегодня нужна гибкость. Надо усиливать взаимодействие стран региона. Должна быть зона открытости, доверия, соседских отношений. В сложившихся условиях главной целью должна стать сбалансированность производства и потребления с опорой на собственные силы. А на экологическую повестку надо смотреть не только с финансово-технологической стороны, но и с точки зрения образования, занятости и др.
Старший банкир Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» С.А.Сторчак подчеркнул, что зеленые финансовые инструменты и инструменты устойчивого финансирования не должны быть подвержены санкционным ограничениям, так как климатические проблемы являются глобальными. Их невозможно разделить политическими границами, и не должно быть барьеров на пути финансирования борьбы с изменениями климата.
Выступающий отметил, что существует разрыв между глобальным политконсенсусом и финансированием зеленой повестки. По мнению С.А.Сторчака, допускается большая ошибка в том, что финансирование должен обеспечить частный сектор.
Следует отметить, что Россия присоединилась к клубу стран, имеющих собственные стандарты зеленого финансирования. В российской таксономии, в отличие от европейской, атомная энергетика признана зеленой. Национальная таксономия устойчивого (в том числе зеленого) финансирования была официально принята постановлением правительства РФ в сентябре 2021 г. В ноябре 2020 г. «ВЭБ.РФ» был распоряжением правительства назначен национальным методологическим центром в этой области.
Генеральный секретарь Международного Союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии» А.Ю.Бельянинов подверг сомнению оценку экологичности и реализации многих мер, связанных с зеленой повесткой, поскольку они приводят к сокращению ряда производств и даже отраслей.
На форуме было обсуждено и формирование новой экономической политики стран Содружества в соответствии с ESG-стандартами (Environmental, Social and Corporate Governance – в пер. с англ. «экологическое, социальное и корпоративное управление).
В качестве основной инициативы участники форума предложили сформировать Зеленую евразийскую платформу, основной целью которой будет создание общей информационно-аналитической и экспертной среды пространства СНГ. Важнейшим элементом этой платформы должно стать создание международного рейтингового агентства по устойчивому развитию и оценке факторов ESG.
Участники форума поддержали предложение Ассоциации «Деловой Центр экономического развития СНГ» по развитию данного диалога в рамках Петербургского международного экономического форума в 2022 году.
Итоги работы форума подвел Председатель координационного Совета Делового центра СНГ А.Б.Казаков.
В завершении работы форума были вручены награды лауреатам и дипломантам конкурса на соискание Премии СНГ 2021 года за достижения в области качества продукции и услуг.