Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
вторник, 11 октября 2022 г.
6–7 октября в Москве состоялось очередное совещание по вопросам пенсионного обеспечения трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза.
На совещании присутствовали представители уполномоченных компетентных органов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, представители Евразийской экономической комиссии и Международной Ассоциации пенсионных и социальных фондов.
В работе совещания приняла участие руководитель Департамента ВКП по вопросам охраны труда, здоровья и социального обеспечения трудящихся Ольга Крикунова.
Председательствовала на совещании Алтынай Омурбекова - директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза вступило в силу с 1 января 2021 года возникают вопросы, которые необходимо обсуждать, такие, как исчисление трудового стажа, права трудящихся на пенсию, экспорт пенсий и др.
Отмечено, что в государствах – членах Союза одновременно действуют: Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, а также двусторонние договоры между государствами.
В ходе совещания были рассмотрены семь вопросов, которые предусмотрены Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
1. О механизме экспорта пенсии трудящегося из одного государства-члена в другое через международную расчетную финансовую организацию, учредителями которой являются государства-члены, с постоянным местонахождением в одном из государств-членов.
Экспорт пенсий осуществляется через Межгосударственный банк.
В настоящее время механизм экспорта пенсий налажен в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Эксперты от армянской и кыргызской Сторон проинформировали, что работа по формированию механизма экспорта пенсии трудящегося из одного государства-члена в другое завершится в течение месяца..
2. О форме представления сведений о численности получателей пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза
от 20 декабря 2019 года.
С целью единообразного обмена статистическими данными в рамках Соглашения Комиссией была подготовлена форма представления сведений
о численности получателей пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением.
Сторонами в целом согласована форма.
3. О толковании понятия «трудящийся» в рамках Соглашения. (о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года)
Участники обсудили понятие «трудящийся» с целью единообразного его применения Сторонами в отношении граждан Союза при назначении пенсий в рамках Соглашения, ранее этот вопрос обсуждался 10 марта 2022 года.
Эксперты от армянской, белорусской, казахстанской и кыргызской сторон считают, что трудящимся является гражданин государства-члена, у которого имеется стаж работы на территории другого государства-члена после вступления в силу Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Эксперты от российской стороны считают, что трудящимся является гражданин государства-члена, у которого имеется стаж работы на территории другого государства-члена в независимости от времени приобретения стажа (до или после вступления Соглашения в силу). Вопрос в ходе заседания вновь не был урегулирован.
4. Был рассмотрен вопрос о взаимодействии Сторон по подтверждению стажа работы, приобретенного на территории другого государства-члена до вступления в силу Соглашения от 20 декабря 2019г.
В соответствии с Соглашением каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений Соглашения. При этом, в случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов. Предусмотрены переходные положения, согласно которым назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В настоящее время в связи с отсутствием единообразного понимания Сторонами соответствующих норм Соглашения и Порядка применения этих норм, возникают проблемы при взаимодействии Сторон по подтверждению стажа работы, приобретенного гражданином государства-члена в период до вступления в силу Соглашения. Вопрос не урегулирован.
5. О толковании положений Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, касающихся определения права на пенсию в соответствии за стаж работы на территориях государств-членов до 1 января 2021 года.
Каждое государство-член определяет право на пенсию
в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию,
то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого
из государств-членов.
В настоящее время у уполномоченных и компетентных в сфере пенсионного обеспечения органов государств – членов Союза отсутствует единообразное понимание указанных норм Соглашения.
Данный проблемный вопрос также связан с денонсацией Российской Федерацией с 1 января 2023 года Соглашения от 13 марта 1992 года.
Эксперты от российской Стороны проинформировали, что денонсация Соглашения от 13 марта 1992 года не повлияет на реализацию прав трудящихся на пенсионное обеспечение в рамках Соглашения от 19 декабря 2019г., поскольку в силу действия национального законодательства Российской Федерации будет применяться правило ретроспективности, которое дает возможность для сохранения приобретенных гражданами прав.
С учетом того, что в РФ введено понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) предложено учесть, если величины индивидуального пенсионного коэффициента недостаточно для возникновения права на пенсию в Российской Федерации, учитывается ИПК за стаж работы (1 год = 1 ИПК), приобретенный трудящимися на территориях:
Республики Армения, Республика Казахстан и Кыргызской Республики – за период до 1 января 2002 года и после 1 января 2021 года;
Республики Беларусь – за период до 13 марта 1992 года и после 1 января 2021 года.
Эксперты от кыргызской Стороны отметили, что понятие ИПК характерно только для Российской Федерации. В остальных государствах-членах ЕАЭС условием для определения права на пенсию является стаж и факт уплаты страховых взносов в пенсионные фонды данных государств.
По мнению экспертов от кыргызской Стороны, при отсутствий стажа работы на территориях государств-членов до 2002 года либо его недостаточности у значительной части трудовых мигрантов будет отсутствовать право на страховую пенсию по старости в Российской Федерации за стаж работы, приобретенный на территории РФ после 01.01.2021 (от 1 года до 5 лет и больше), так как при небольшой зарплате (30-40 тысяч рублей) невозможно приобрести достаточное количество пенсионных баллов, даже исходя из величины 1 ИПК за 1 год работы за период до 1 января 2002 года.
В связи с чем, Социальный фонд считает необходимым внести изменения в соответствующие Соглашения в части определения величины ИПК за стаж, приобретенный трудящимися на территории государств – членов ЕАЭС до и после вступления в силу Соглашения.
Были заслушаны эксперты от российской Стороны и обсуждены положения соответствующих статей Соглашения, касающиеся определения права на пенсию.
Вопрос не урегулирован.
В ходе заседания был рассмотрен вопрос о сроках пересмотра пенсии при переселении трудящегося из одного государства – члена Евразийского экономического союза в другое с применением соответствующей статьи Соглашения. Отмечено, что в государствах-членах отсутствует единый подход по определению даты переселения трудящегося.
Нерешенные вопросы будут вынесены на Совет Евразийской экономической комиссии.