Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
понедельник, 7 августа 2023 г.
До 2021 года прожиточный минимум определялся на основе потребительской корзины, напоминается в публикации на сайте ФНПР. Данная корзина включала в себя перечень и объём потребления продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых рассчитывалась исходя из стоимости продуктов питания. Непродовольственные товары и услуги составляли по 50% от стоимости продуктов питания.
При исчислении прожиточного минимума трудоспособного населения, помимо потребительской корзины, рассчитывались обязательные платежи и сборы в виде налога на доходы физических лиц.
С 2021 года потребительская корзина, на основе которой рассчитывался прожиточный минимум, была отменена, а прожиточный минимум стал устанавливаться в соотношении 44,2% от медианного среднедушевого дохода.
Секретарь ФНПР – руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР Олег Соколов считает: «Главный недостаток действующей методики установления прожиточного минимума состоит в том, что увеличение прожиточного минимума не зависит от роста потребительских расходов населения. При рассмотрении данной методики в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзы предупреждали о рисках, которые она в себе несет, прежде всего, – о риске снижения покупательной способности прожиточного минимума».
Социально-экономическая ситуация в 2021–2022 годах подтвердила прогнозы профсоюзов, поскольку динамика роста стоимости потребительской корзины превысила динамику роста доходов населения.
ФНПР неоднократно предлагала обеспечить повышение покупательной способности прожиточного минимума, в том числе за счёт возврата к нормативно-стоимостной методике определения прожиточного минимума, однако предложения профсоюзов не были приняты.
В целях сохранения покупательной способности прожиточного минимума Президентом Российской Федерации были приняты решения о внеочередном повышении его величины, а Федеральным законом от 05.12.2022 было приостановлено до 2025 года действие методики по установлению прожиточного минимума в соотношении с медианными среднедушевыми доходами.
ФНПР продолжает рассчитывать прожиточный минимум по методике, действовавшей до 2021 года.
По расчетам профсоюзов, величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации по потребительской корзине во 2 квартале 2023 года составила 16126 рублей, что на 457 рублей выше действующей с 1 января 2023 года величины прожиточного минимума (15669 руб.) и на 1632 рублей выше величины прожиточного минимума, определенной в соотношении 44,2% от медианного среднедушевого дохода (14494 руб.).
Необходимо отметить, что состав потребительской корзины не обновлялся с 2013 года. Вместе с тем в 2016 году (с изменениями в 2022 году) Минздравом России были утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания (приказ Минздрава России от 19 августа 2016 г. № 614). В Рекомендациях существенно увеличены нормы потребления фруктов, свежей рыбы, мяса птицы, молока и яиц.
По расчётам ФНПР величина прожиточного минимума в целом по России во 2 квартале 2023 года с учетом Рекомендаций Минздрава составляет 20503 рубля.
Профсоюзы убеждены, что методика расчета прожиточного минимума должна учитывать реальные нормы потребления населением товаров и услуг, а значит, должна быть основана на натурально-стоимостном методе исчисления. Сейчас ФНПР готовит новые обращения в Минтруд и Госдуму.