В Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам
понедельник, 27 мая 2024 г.
23 мая в Таврическом дворце Санкт-Петербурга – штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ прошло заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам. От ВКП в мероприятии принимала участие руководитель Департамента по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся Александра Баленко.
В заседании приняли участие члены и полномочные представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также эксперты, сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ.
Вёл заседание председатель Комиссии, член Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по региональным вопросам и вопросам Евразийской интеграции Алексей Сандыков.
Заседание началось с организационных вопросов – выборов заместителей председателя комиссии, которыми стали представители Беларуси и Кыргызстана.
Участники заседания заслушали информацию о ходе работы над проектами глав «Налог на имущество», «Земельный налог» и «Транспортный налог» Специальной части модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ. Отмечалось, что в предыдущие годы достигнута высокая степень близости налогового законодательства стран Содружества, однако по ряду вопросов имеются национальные особенности, которые требуется учитывать, в частности, во избежание двойного налогообложения.
Продолжается работа над проектами модельных законов «О стандартизации», «О стратегическом планировании», «О единой политике в области лицензирования», разрабатываемых Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом.
Участники встречи приняли к сведению информацию о деятельности Рабочей группы по подготовке модельного закона «О платформенной занятости». В настоящий момент идёт проработка предложений и замечаний к проекту, представленных её членами, в том числе ВКП, на состоявшемся в апреле т.г. заседании.
Широкая дискуссия развернулась по вопросу актуальности и целесообразности разработки проекта модельного законодательного акта «О трансграничной несостоятельности и банкротстве». Отмечалось, что данная проблема до сих пор не урегулирована в национальном и международном праве, несмотря на развитие конкурсного права в ряде стран СНГ.
Несоответствие законодательства, когда должники скрываются в другую юрисдикцию, нанося ущерб кредиторам и экономике в целом, является серьёзной проблемой. На фоне глобализации экономики и роста интеграционных процессов в регионе СНГ, роста числа трансграничных банкротств остро ощущается необходимость создания практических инструментов, регулирующих обращение с должниками, осуществляющими свою деятельность и имеющими имущество, активы или кредиторов более, чем в одной стране.
По итогам дискуссии членами Комиссии было решено создать Рабочую группу для разработки проекта модельного законодательного акта «О трансграничной несостоятельности и банкротстве» и просить Совет МПА СНГ включить данный документ в Перспективный план модельного законотворчества в СНГ на 2023–2025 годы.
В рамках заседания Комиссии состоялся круглый стол «Применение модельного Налогового кодекса для стран СНГ и развитие национального законодательства в налоговой сфере», организованный совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Мероприятие приурочено к 25-летию принятия Налогового кодекса Российской Федерации. В дискуссии приняли участие представители законодательных органов, министерств и ведомств экономического развития и финансов, налоговых служб стран СНГ, эксперты в области налогообложения, представители общественных организаций.
Со вступительным словом выступил Председатель Комитета совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, который отметил, что за 25 лет государства СНГ прошли большой путь в формировании налоговой системы, которая постоянно совершенствуется. В настоящий момент в России в соответствии с Посланием Президента готовится налоговая реформа, нацеленная на более справедливое распределение налоговой нагрузки. Планируется все связанные с налоговой реформой законы принять в весеннюю сессию 2024 года.
В рамках круглого стола авторами первого Налогового кодекса Российской Федерации постсоветского периода была представлена история становления и развития налогового законодательства, достигнутые результаты его совершенствования. Так, начиная с 2000 года за 20 лет количество налогов сократилось с 52 до 15.
Представители государств СНГ проинформировали о состоянии национальных налоговых систем и стоящих задачах по их совершенствованию. В Кыргызстане в 2022 году принят новый Налоговый кодекс, отличительной чертой которого является малое количество и низкие ставки налогов (налог на прибыль, к примеру, составляет 10%).
Новый Налоговый кодекс принят в Таджикистане в 2022 году, новая редакция Налогового кодекса – в Узбекистане в 2020 году. Уникальная интегрированная система администрирования косвенных налогов (ИСА КН) была введена в 2023 году в Российской Федерации и Беларуси.
В 2024 году в Казахстане готовится к принятию новый Налоговый кодекс, в котором предполагаются изменение администрирования налогов, горизонтальный мониторинг, сокращение налоговых платежей, оптимизацию льгот, перенос налогового бремени на более доходные отрасли и богатое население.
Выступающие отмечали позитивную роль модельного Налогового кодекса СНГ, высказались за дальнейшую гармонизацию налогового законодательства на пространстве ЕАЭС и СНГ.
В ходе дискуссии обсуждались вопросы ограничения и упорядочения налоговых льгот, которые сейчас, например, в России составляют, по данным Минфина, порядка 14% от ВВП.
Большое внимание было уделено введению налогообложения гигантов цифрового бизнеса. Там, где сложно точно назвать величину налога, предложено определять её расчётным путем, как это делается в других странах (Канада, Испания, Франция). Так, по разным оценкам, только одна компания Apple могла бы заплатить в России в 2023 году от 5 до 13 млрд руб. Внедрение цифрового блока в налоговую систему поможет решить проблему полного и справедливого налогообложения.
Участники дискуссии обсудили вызовы современного налогового администрирования, среди которых развитие маркетплейсов, трансграничные трудовые ресурсы, параллельный импорт и др. В качестве одного из наиболее серьёзных вызовов называлось размывание трудовых отношений, сложность в проведении грани между постоянной и временной работой. Рост спроса на новые формы занятости, на онлайн-работу ставит новые задачи перед налоговыми органами.
Практически все участники круглого стола отмечали возросший уровень цифровизации в налоговой сфере, активное применение современных технологий. Действующие налоговые системы постоянно развиваются, однако ещё много предстоит сделать для их совершенствования.